новостиэкономика

Минцифры: «Качество обучения ИТ-специалистов в вузах повысят ИТ-компании»

Переназначенный главой Минцифры Максут Шадаев сообщил в Госдуме, что вузы нужно условно распределить между ИТ-компаниями, чтобы была какая-то ответственность у бизнеса за процесс обучения.  

«Мы сейчас обсуждаем, как нам, условно, вузы распределить между ИТ-компаниями, чтобы была какая-то ответственность даже у компаний за процесс обучения в вузах. Действительно, обратные обязательства должны быть. По сути, самим компаниям потом эти же студенты и нужны. Умные, образованные. Это инвестирование в дальнейшее развитие самих компаний», – сообщил глава Минцифры в ходе своего отчета перед депутатами в ходе парламентских слушаний в Госдуме 14 мая.

Он отметил, что примерно за 4 года в 2 с лишним раза увеличили количество бюджетных мест на ИТ-специальности. Сейчас около 120 тыс. человек в год на 1-й курс можно зачислять на бюджетные места, связанные с ИТ-специальностями. Министр сообщил, что, благодаря этим мерам поддержки, выпускники школ выбирают и хотят связывать свою судьбу с ИТ.

«В основном это программирование, разработка. Количественно этот спрос мы сейчас удовлетворяем. Главный вопрос, чтобы мы готовили хороших качественных специалистов. У нас все, в том числе региональные вузы, начинают набирать на ИТ-специальности молодых ребят. И они должны обеспечить качественное обучение», – сказал министр.

Но преподавателей такого класса в вузах иногда просто нет, потому что они уходят в ИТ-компании и получает зарплату в разы больше. Чтобы решить эту проблему, Максут Шадаев предложил создать обратный поток – привести бизнес в вузы: «По сути, самим компаниям потом эти же студенты и нужны. Умные, образованные. Это инвестирование в дальнейшее развитие самих компаний».

Многие российское вендоры ПО активно работают с вузами с 2022 года. Например, разработчик инженерного ПО «СиСофт Девелопмент» сформировала отдельное образовательное направление, структурировала свою работу с образовательными учреждениями. Причем не только с высшей школой, но и со средним профессиональным образованием, и даже со школами.

«Сейчас, когда особенно активно внедряются технологии информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, выявилась острая нехватка специалистов с этими знаниями – чуть ли не 300 тыс. человек, которых нужно подготовить в течение ближайших двух-трех лет. Это колоссальный вызов для системы образования», – рассказал PRO Шеринг руководитель направления по работе с учебными заведениями «СиСофт Девелопмент» Сергей Галкин.

В компании согласны с министром – вендоры должны подключиться к обучению и помочь учебным заведениям пересмотреть свои учебные программы таким образом, чтобы подготовить специалистов именно со знанием новых технологий.

Например, подготовив прорабов с цифровыми компетенциями, экономятся время и деньги компании, говорит Сергей Галкин.

«СиСофт Девелопмент» заключил 47 соглашений с учебными учреждениями на обучение студентов. Более чем в 100 вузов активно используют ПО вендора, реализуются десятки программ начиная с базовой инженерной подготовки и до узко специализированной, например горное дело. «Это очень серьезная задача. Здесь мы действуем совместно с МГСУ, на базе которого организуются соответствующие курсы по повышению квалификации школьных педагогов», — пояснил Сергей Галкин.

В конце 2023 года директор по образованию в «Яндексе» Дарья Козлова сообщила, что ИТ-гигант подготовит более 350 тыс. айтишников к 2026 году. Это втрое больше, чем за предыдущие три года.

Фото: пресс-служба НИТУ «МИСиС»