Мобильные приложения тайно собирают данные о вождении у своих пользователей
Данные о водителях собирают три иностранных непрофильных приложения: Life360, GasBuddy и MyRadar. Они предоставляют дополнительные удобные функции, а взамен получают персональные данные, которые через посредника продаются страховщикам.
Чужой сервис среди своих
Три американских приложения собирают данные граждан, но не от разработчиков ПО, а по инициативе Arity – сторонней аналитической компанией. К такому выводу пришли журналисты New York Times после небольшого расследования. Большинство водителей не подозревают о сборе специфической информации, поскольку сами приложения служат иным целям. Так, Life360 – отслеживает местоположение детей, GasBuddy – рекомендует более дешевые заправки поблизости, MyRadar – прогнозирует погоду.
Во всех этих приложениях также есть функции автоматического анализа вождения, которые основаны на данных датчиков и движения с телефона. Включение дополнительных функций позволяет получать уведомления, если кто-то из членов семьи попадает в аварию, а также предложения о более экономичном маршруте до работы. Однако эти функции предоставляются не разработчиками приложений, а аналитической компанией Arity, которая была основана Allstate в 2016 году и платит за доступ к данным. Когда люди подписываются на функции, им не сообщается, что Arity также анализирует для страховых компаний, насколько рискованно они водят машину.
Недавно PRO Шеринг писал о том, как General Motors продавала брокерам данные о вождении своих клиентов через ПО реализованных машин. Источником передачи была бортовая телекоммуникационная система OnStar. Брокеры Lexis Nexis и Verisk затем продавали эти данные страховщикам. После судебных исков и освещения в СМИ, GM отключила программу. Однако новое расследование показало, что у страховщиков есть другие способы получения данных о вождении.
Ключевая проблема состоит в том, что большинство потребителей не осознают, что согласились делиться своими данными. Как и ПО для мониторинга водителей General Motors, продажа данных клиентов скрыта за информацией, написанной мелким шрифтом, сложными формулировками и пространными соглашениями о правилах и условиях.
К тому же это происходит в приложениях, которые сложно заподозрить в сборе водительских данных. Вендоры этих приложений заключают договора с такими компаниями, как Arity, которые выступают операторами по сбору и обработке данных. При этом не разъясняют потребителям, что «анализирует, насколько рискованно их вождение в целях страхования».
Пользователи GasBuddy могут включить функцию оценки топливной экономичности привода, которая «приводится в действие Arity». Arity продает доступ к данным о вождении пользователей GasBuddy, как только они соглашаются «Присоединиться к Drives» – фирменному знаку системы оценки топливной эффективности в приложении.
Соглашаясь с «заявлением о конфиденциальности», водители автоматически соглашаются на использование их данных. Но соглашение не объясняет, что за компания Arity и чем она занимается.
Серый бизнес на баллах
Когда один из пользователей запросил в онлайн-чате информацию о передаче персональных данных, то искусственный интеллект в лице чат-бота сообщил ей, что Life360 делится данными с Arity. Однако после звонка в компанию, оператор сообщил, что данные, «которые могли бы идентифицировать водителя и ее семью, не передаются страховщику». Таким образом, компания дала понять, что они передают анонимизированные данные. В GasBuddy сообщили, что оператор Arity предоставляет пользователям «персонализированные предложения и расширенные услуги», а собираемые данные не анализирует. Поскольку выступают посредником для дальнейшей продажи.
Доступ к данным о вождении десятков миллионов пользователей предоставляется автостраховым компаниям, таким как Allstate и Progressive. Через Arity страховщики могут использовать скоринговую систему – «запросить индивидуальный балл за вождение человека» и получить его мгновенно. Этот факт ставит под сомнение отсутствие анализа данных со стороны оператора Arity.
Водительский балл показывает эффективность водителей за рулем, включая частоту торможения, превышения скорости или использование телефона в движении. Шкала баллов состоит из 10 уровней рисков.
Постепенно как законодательные органы, так и потребители становятся все более осведомленными о том, как данные используются для мониторинга водителей. Так, Департамент страхования штата Коннектикут предупредил потребителей, что новые автомобили могут отслеживать привычки вождения, и собранные данные могут повлиять на то, сколько страховые компании будут взимать с водителей за страховку. Регулятор поддерживает использование телематики для мониторинга водителей, но предупреждение было выпущено для повышения осведомленности граждан об использовании данных потребителей со стороны автопроизводителей и страховщиков.
Пока потребители могут оградить себя от такого обмена данными. Например, проверить настройки конфиденциальности в информационно-развлекательной системе вашего автомобиля, а также в общих настройках конфиденциальности вашего телефона и самих приложениях. Как правило, лучше всего начинать с приложений, которые подключаются непосредственно к вашему автомобилю или отслеживают ваше местоположение. Например, Life360 и MyRadar предлагают опции, позволяющие пользователям отключаться от мониторинга с помощью кнопки «Не продавать мою личную информацию».
Подготовил: Павел Паршков
Фото: Adobe Stock