Обзор европейских практик регулирования электросамокатов
Насколько успешно страны ЕС контролируют использование самокатов – в отчете Европейского совета по безопасности транспорта.
Европейский совет по безопасности транспорта (The European Transport Safety Council, ETSC) опубликовал в середине ноября 2024 года отчет «Повышение безопасности дорожного движения за счет электросамокатов» на основе собранных данных стран Евросоюза. Статистика из 27 стран приводит экспертов ETSC к однозначному выводу – необходимо вводить единые стандарты эксплуатации средств индивидуальной мобильности по всему Евросоюзу. О регуляторных предложениях ETSC – в материале PRO Шеринг.
Безопасный системный подход для электросамокатов
Пока на уровне ЕС не существует единых обязательных стандартов безопасности для средств индивидуальной мобильности (СИМ). В ноябре 2024 году Еврокомиссия заказала исследование о необходимости гармонизированных технических правил для СИМ по всему ЕС, которое должно выйти в свет в начале 2025 года.
В настоящее время 27 из 32 стран ЕС, входящих в Индекс безопасности дорожного движения (PIN), собирают данные о ДТП с участием электросамокатов. В своем отчете эксперты ETSC отмечают, что обязательное ношение шлема, запрет на тандемную езду и четкая маршрутизация допустимых зон движения, могут снизить риск столкновений и тяжесть травм. Также для безопасности необходимо улучшать инфраструктуру. (Файл оригинального отчета доступен в конце статьи)
В 22 странах, которые предоставили данные за 2021 и 2022 годы, количество смертей на дорогах из-за электросамокатов и других СИМ увеличилось с 81 случая в 2021 году до 119 в 2022 году. Однако при анализе данных о смертности важно учитывать рост использования этих устройств за этот период.
Исследования показывают, что чрезмерная и несоответствующая скорость напрямую влияет на серьезность столкновений с электросамокатами. На сегодня 31 из 32 стран ЕС ограничивает скорость электросамокатов: 20 стран устанавливают максимальную скорость до 25 км/ч, а еще 11 — до 20 км/ч. Еще 23 страны сообщают о регулировании требований к освещению электросамокатов.
Пока неизвестно, в какой степени частные электросамокаты подвергаются модификации с целью увеличения скорости и ускорения, отмечают авторы отчета. Меры по борьбе с несанкционированным доступом и штрафы за внесение изменений ограничивают возможность увеличения максимальной скорости и ускорения частных электросамокатов. Однако простое программное управление не всегда достаточно для предотвращения несанкционированного доступа.
Проведение тестов на производительность может стать подходящим средством для установления стандартов устойчивости электросамокатов, помимо учета размера колес.
Система автоматического экстренного торможения (AEB), которая обнаруживает пешеходов и велосипедистов, стало обязательной для новых моделей автомобилей в ЕС с июля 2024 года. С июля 2022 года новые модели большегрузных автомобилей также должны быть оснащены передовыми системами, способными обнаруживать пешеходов и велосипедистов, находящихся в непосредственной близости.
Однако эти технологии активной безопасности не обязаны обнаруживать электросамокаты и их водителей, что вызывает вопросы о том, смогут ли они правильно идентифицировать такие транспортные средства. Для безопасности водителя электросамоката крайне важно, чтобы системы помощи водителю, автопилотов и другие интеллектуальные транспортные системы могли корректно распознавать электросамокаты.
Установление четкого набора правил дорожного движения для электросамокатов может повысить безопасность как для водителей, так и для других участников дорожного движения. Например, введение минимального возраста для езды на электросамокате, запрет на езду в тандеме и установление пределов содержания алкоголя.
Уязвимые участники дорожного движения не должны смешиваться с транспортным потоком, где скорость движения превышает 30 км/ч. Дороги с ограничением скорости выше 30 км/ч требуют отдельной инфраструктуры для велосипедистов, пешеходов и водителей электросамокатов. Разделение этих групп от транспортных средств на дорогах с высокими скоростями и большим объемом движения должно стать приоритетом для национальных правительств.
В отчете ETSC перечислила основные рекомендации как для национальных правительств, так и для Еврокомиссии ЕС.
Рекомендации для национальных Правительств стран ЕС
В рамках технических стандартов предлагается, в отсутствие обязательного регулирования ЕС по техническим стандартам для электросамокатов, страны должны принять в национальном законодательстве стандарт EN17128 и, по возможности, включить тестирование электросамокатов на основе эксплуатационных характеристик, как предписано в немецком стандарте eKFV (малые электрические скутеры).
Установить максимальную скорость 20 км/ч для частных электросамокатов. Сервисы аренды электросамокатов должны ограничивать скорость до 20 км/ч, а также применять более низкие скорости в пешеходных зонах с использованием геозонирования.
На заводе должны быть предусмотрены механизмы защиты от несанкционированного доступа. Установить требование к независимым тормозным устройствам передних и задних колес, а также обеспечить возможность достижения значения замедления не менее 3,5 м/с². Установить требование к наличию независимых передних и задних фонарей. Рассмотреть возможность использования индикаторных огней из-за трудностей с использованием ручных сигналов.
Рекомендуется проводить обучение водителей электросамокатов и повышать осведомленность всех участников дорожного движения о рисках, связанных с электросамокатами и другими микромобильными транспортными средствами.мПринять меры против рискованной езды на микромобильных транспортных средствах. Обеспечивать соблюдение водителями электросамокатов национальных правил и положений.
Также рекомендуется улучшать статистику за счет сбора данных. Обеспечить идентификацию категории электросамокатов в официальной статистике несчастных случаев, зарегистрированной полицией. Рассмотреть способы улучшения регистрации смертей и серьезных травм уязвимых участников дорожного движения, включая водителей электросамокатов, и решить проблему занижения данных. Приоритетно проанализировать данные о столкновениях с участием электросамокатов.
Улучшение инфраструктуры для уязвимых участников дорожного движения (УУД)
• Снижение скорости: Уменьшить скорость движения моторизованных транспортных средств в жилых и центральных городских зонах до 30 км/ч.
• Безопасная инфраструктура: Развивать более безопасную инфраструктуру, уделяя особое внимание потребностям водителей электросамокатов.
• Аудит безопасности: Поощрять города проводить аудит безопасности дорожной инфраструктуры.
• Звуковые предупреждающие устройства: Требовать установки звукового предупреждающего устройства на всех электросамокатах.
Правила дорожного движения
• Рекомендации по проектированию: Поощрять города применять рекомендации по проектированию безопасной инфраструктуры и регулярно обновлять их на основе последних исследований и инноваций.
• Ношение шлема: Сделать ношение шлема обязательным для всех водителей электросамокатов.
• Запрет на езду по тротуарам: Запретить езду на электросамокате по тротуарам, а скорость движения на электросамокатах общего пользования должна быть снижена до скорости пешехода с помощью геозонирования в местах с большим количеством пешеходов.
• Ограничение количества пассажиров: На электросамокате должен одновременно ездить только один человек.
• Ограничение движения большегрузов: Оказывать поддержку городам в ограничении движения большегрузных транспортных средств в городских районах в часы пик, когда наблюдается большое количество пользователей электросамокатов и других уязвимых участников дорожного движения. Разрабатывать рекомендуемые маршруты для большегрузных транспортных средств.
• Приоритет уязвимых участников: Отдать приоритет уязвимым участникам дорожного движения при обслуживании дорог, уделяя особое внимание качеству поверхностей, наиболее часто используемых водителями электросамокатов.
• Минимальный возраст: Установить минимальный возраст для водителей электросамокатов не менее 16 лет.
• Отделенная инфраструктура: Внедрить инфраструктуру, отделенную от автомобильного движения, чтобы сделать ходьбу, езду на велосипеде и электросамокате более безопасными.
• Запрет на езду в состоянии алкогольного опьянения: Запретить езду на электросамокатах в состоянии алкогольного опьянения.
Основные рекомендации для ЕС
Европейский совет по безопасности транспорта предлагает Еврокомиссии«установить единые стандарты безопасности для микромобильных устройств».
Разработать единые стандарты безопасности, основываясь на эксплуатационных характеристиках, включая следующие требования. В частности, принять в срочном порядке новые требования к качеству инфраструктуры VRU, обеспечивающие безопасные, щадящие дороги, как того требует директива RISM, с учетом потребностей электросамокатов.
• Ограничить максимальную скорость до 20 км/ч.
• Установить максимальное ускорение 2 м/с².
• Обеспечить торможение не менее 3,5 м/с².
• Обязательное наличие передних и задних фонарей, а также указателей поворота.
• Внедрить механизмы защиты от несанкционированного доступа.
• Обеспечить наличие звукового предупреждения.
• Провести серию испытаний для подтверждения стандартов динамики вождения, например, в соответствии с немецким Регламентом eKFV.
Разработка руководящих принципов ЕС для пользователей электросамокатов
В рамках городской мобильности разработать план действий и проект руководящих принципов для продвижения передовой практики в области мер по успокоению дорожного движения, основанных на физических мерах и методах разделения пространства, создать связанные интеллектуальные транспортные системы для поддержки управления безопасностью в городских условиях, особенно в зонах с ограничением скорости до 30 км/ч.
Разработать стратегию ЕС по безопасной активной мобильности с целью увеличения расстояния, безопасно преодолеваемого пешком и на велосипеде. Развивать рекомендации Европейской комиссии «Сохраняйте энергию» для местных, региональных и национальных органов власти по снижению скорости.
Установить минимальный возраст водителя — 16 лет. Обязательное ношение шлема для всех водителей электросамокатов. Запретить езду с пассажирами, по тротуарам, при использовании мобильного телефона и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Минимальный возраст
1. Австрия (AT): С 9 лет с добровольным экзаменом на велосипед.
2. Болгария (BG): На велосипедных дорожках — без ограничений, на дорогах — с 16 лет.
3. Дания (DK): Если возраст младше 15 лет, то в сопровождении взрослого.
4. Чехия (CZ): Правила неясны.
5. Польша (PL): С 10 до 18 лет — необходимо иметь водительские права; младше 10 лет — только в сопровождении родителей в жилых районах.
6. Греция (EL): С 12 лет для электросамокатов со скоростью до 25 км/ч; для скорости до 6 км/ч — с 12 лет.
7. Словакия (SK): С 15 лет на дорогах, кроме велосипедных дорожек и лесных массивов.
8. Литва (LT): Не моложе 14 лет, только после обучения и получения сертификата.
9. Великобритания: Ограничения касаются только арендованных электросамокатов, некоторые местные власти установили возраст 18 лет.
10. Словения (SI): С 12 лет с добровольным экзаменом на вождение велосипеда.
11. Испания (ES): От 14 до 16 лет, устанавливается на уровне города.
12. Швейцария (CH): С правами на вождение мопеда (14 и 15 лет), в противном случае с 16 лет.
Правила безопасности транспортных средств
Обновить Общий регламент ЕС по безопасности для автомобилей, фургонов, грузовиков и автобусов. Требовать внедрения обязательных усовершенствованных систем помощи водителю (ADAS), таких как автоматизированные системы экстренного торможения (AEBS) и системы мониторинга слепых зон (BSIS), которые могут обнаруживать водителей электросамокатов. Включить тесты для проверки соответствия требованиям.
Принять рекомендации Европейской комиссии о применении безопасных ограничений скорости в соответствии с подходом безопасной системы для различных типов дорог. Например, 30 км/ч на городских дорогах в жилых районах и зонах с высоким потоком уязвимых участников дорожного движения.
Создать фонд ЕС для поддержки приоритетных мер, таких как введение зон ограничения скорости в 30 км/ч в городах. Эти меры должны быть подкреплены улучшением инфраструктуры. Также необходимо инвестировать в управление скоростью на дорогах с высоким уровнем риска.
Увеличение смертности с участием электросамокатов
В 22 странах ЕС данные за 2021 и 2022 годы показывают рост числа смертей на дорогах из-за СИМ с 81 случая в 2021 году до 119 в 2022 году. В странах ЕС общее количество смертей увеличилось с 61 до 92. Важно учитывать, что увеличение числа аварий может быть связано с ростом использования этих устройств. Например, во Франции четверть всех случаев смертей с участием микромобильных устройств происходит за пределами городских территорий. В Италии количество столкновений на сельских дорогах возросло с 35 в 2021 году до 94 в 2022 году (+169%), в то время как на городских дорогах — с 2050 до 2825 (+38%).
Рост численности парка электросамокатов увеличилась:
• Финляндия: с 12100 в 2020 году до 56400 в 2023 году.
• Италия: с 35550 в 2020 году до 49700 в 2022 году.
Расчет дорожного риска для пользователей микромобильных устройств затруднен из-за отсутствия данных о пройденном расстоянии и размере парка, особенно для частных СИМ. В некоторых странах, где собираются данные о пройденных километрах, наблюдается рост использования электросамокатов.
• Италия: Пройденные километры на электросамокатах общего пользования увеличились с 14,4 млн в 2020 году до 61 млн в 2022 году.
• Финляндия: Пройденные километры возросли с 7 млн в 2020 году до 31 млн в 2023 году.
• Лондон: За период с 7 июня 2021 года по 5 июня 2022 года было пройдено 2,8 млн км, а с 6 июня 2022 года по 4 июня 2023 года — 3,6 млн км.
Сравнение рисков для пользователей электросамокатов и велосипедистов
Риск попасть в аварию для водителя электросамоката в 10 раз выше, чем для велосипедиста. Основные причины более высокого риска включают:
Недостаточная подготовка (особенно у новых пользователей). Вождение в нетрезвом состоянии (часто электросамокаты размещаются рядом с барами). Неверная оценка взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
Предварительная оценка показывает, что уровень несчастных случаев на электросамокатах составляет примерно 13 жертв на миллион миль (или около восьми жертв на 1 млн км), что примерно в три раза выше, чем у педальных велосипедов.
Существуют предложения обновить сравнительные исследования рисков перекрестной мобильности, используя данные, собранные с момента появления микромобильных устройств в 2018 и 2019 годах. Для выработки эффективной политики необходимо проводить актуальные оценки риска микромобильности на дорогах.
Исследование во Франции показало, что жертвы электросамокатов чаще получают множественные травмы, чем жертвы велосипедистов (64% против 58%), и имеют большее среднее количество травм на жертву (2,2 против 2,0). С точки зрения пораженных частей тела, различия между обоими типами пользователей наблюдались в трех областях: голова, лицо и внешняя область. По сравнению с велосипедистами жертвы электросамокатов чаще получали умеренные травмы головы (23% против 16%) или серьезные травмы головы (2% против 1%) и умеренные травмы лица (29% против 22%).
Технические стандарты
С увеличением популярности электросамокатов возникает необходимость в их регулировании и стандартизации. Стандарт EN 17128 был разработан для определения требований к основным компонентам электросамокатов, таким как тормоза, шины, освещение и системы акустических предупреждений. Эти требования направлены на повышение безопасности и надежности данных транспортных средств.
Однако важно отметить, что в настоящее время производители могут самостоятельно сертифицировать свои электросамокаты. Это может привести к различиям в качестве и безопасности, так как нет строгих обязательных стандартов для всех. Введение более жестких стандартов и обязательной сертификации могло бы повысить уровень безопасности на дорогах.
Стандарты EN 17128 менее строгие по сравнению с EN 15194, который применяется к электровелосипедам. Это создает необходимость в более жестких испытаниях и проверках на долговечность электросамокатов, чтобы гарантировать их безопасность и надежность.
В целом, для повышения безопасности дорожного движения необходим комплексный подход к регулированию электросамокатов. Это включает технические стандарты, правила дорожного движения, улучшение инфраструктуры и образовательные программы. Такой подход поможет создать более безопасную среду для всех участников дорожного движения, включая водителей электросамокатов.
Опыт разных стран ЕС
В Германии регулирование электросамокатов осуществляется через eKFV (Регламент о малых электромобилях), который был введен в 2019 году. Этот регламент устанавливает требования к безопасности и эксплуатации электросамокатов на дорогах общего пользования.
Электросамокаты должны соответствовать минимальным требованиям безопасности, включая эффективные тормоза, освещение для передвижения в темное время суток и звуковое предупреждение для информирования других участников дорожного движения. Также необходимо, чтобы самокаты имели динамику движения, соответствующую стандартам, а также обеспечивали электрическую безопасность и защиту от манипуляций.
Каждый электросамокат должен иметь общее разрешение на эксплуатацию или индивидуальное разрешение. Владелец транспортного средства обязан наклеить действующую страховую наклейку на самокат.
Технические характеристики также имеют значение: максимальная масса электросамоката без водителя не должна превышать 55 кг, расчетная скорость должна находиться в диапазоне от 6 км/ч до 20 км/ч, а мощность электродвигателя ограничена 500 Вт. Эти меры направлены на обеспечение безопасности и контролируемости при использовании.
На момент отчета в Германии пересматривался Регламент eKFV, и с 1 апреля 2025 года планируется ввести обязательные указатели (индикаторы) для электросамокатов, что повысит их видимость и безопасность на дороге. Эти изменения направлены на создание более структурированной и безопасной среды для микромобильных устройств.
Регулирование скоростных режимов
Скорость играет важную роль в безопасности при использовании электросамокатов. Ограничение скорости может значительно снизить риск серьезных травм как для самих пользователей, так и для пешеходов. Производители электросамокатов обычно устанавливают максимальную скорость в диапазоне от 20 до 25 км/ч. В некоторых странах существуют дополнительные ограничения, особенно в пешеходных зонах, где скорость может быть снижена до 6 км/ч.
Технология геозонирования позволяет автоматически ограничивать скорость электросамокатов. Исследования показывают, что высокая скорость увеличивает вероятность серьезных травм при столкновениях. Например, снижение скорости с 25 км/ч до 15 км/ч может существенно снизить риск травм головы у пешеходов.
По данным PIN, 31 из 32 стран ограничивают максимальную скорость для электросамокатов.
Например, полиция Валенсии (Испания) использует портативное устройство для проверки скорости и мощности. Аналог стендового прибора для проверки мопедов и скутеров, позволяет проводить выборочные проверки на месте, что делает контроль более эффективным. Штраф в размере 500 евро за превышение максимальной скорости или мощности является серьезным сдерживающим фактором для владельцев электросамокатов.
Геозонирование
Основная цель геозонирования — повысить безопасность пользователей самокатов и пешеходов. Например, в Вене электросамокаты замедляются при въезде в пешеходные зоны, что помогает уменьшить риск столкновений.
Местные власти могут требовать от операторов услуг внедрения геозонирования, что позволяет контролировать использование самокатов в городах. В некоторых городах, таких как Севилья и Мадрид, скорость электросамокатов снижается в зонах с высокой плотностью людей.
1. Болгария (BG): Езда справа, если нет велосипедной полосы.
2. Хорватия (HR): Разрешено передвигаться по пешеходным зонам только в отсутствие велосипедной дорожки, при условии соблюдения безопасности пешеходов.
3. Чехия (CZ): Дети до 10 лет могут использовать электросамокаты.
4. Греция (EL): Максимальная скорость 6 км/ч.
5. Латвия (LV): Использование электросамокатов разрешено, если нет велосипедной дорожки, тропинки или дороги.
6. Мальта (MT): Максимальная скорость 10 км/ч.
7. Норвегия (NO): Максимальная скорость 6 км/ч, не препятствуя движению пешеходов.
8. Польша (PL): Если ограничение скорости на дороге превышает 30 км/ч и нет велосипедной дорожки, электросамокат должен двигаться со скоростью пешехода на тротуаре.
9. Португалия (PT): Дети до 10 лет могут использовать электросамокаты.
10. Словакия (SK): Передвигаться по правой стороне тротуара или пешеходной дорожки, если это не создает опасности для пешеходов, не превышая скорость ходьбы.
11. Австрия (AT): Местные власти могут устанавливать исключения.
12. Франция (FR): Разрешено передвигаться со скоростью до 6 км/ч, когда это разрешено.
13. Германия (DE): Местные органы власти могут устанавливать исключения, которые должны быть обозначены знаком.
14. Люксембург (LU): С 10 лет разрешено использование электросамокатов, с 13 лет — обязательно в местах, предназначенных для велосипедов.
15. Сербия (RS): Электросамокаты должны ездить по велосипедным дорожкам или полосам; если их нет, можно ехать по дороге с максимальной скоростью 30 км/ч. Лицам старше 18 лет разрешено ездить по дороге с максимальной скоростью 50 км/ч.
16. Швейцария (CH): Исключения для велосипедистов, которым разрешено ездить по тротуарам.
Регистрация и сертифкация
Испания
• Сертификация электросамокатов: С 22 января 2024 года все электросамокаты, продаваемые в Испании, должны иметь «сертификат обращения», который подтверждает соответствие техническим характеристикам и требованиям, изложенным в «Руководстве по характеристикам». Электросамокаты, проданные до этой даты, могут продолжать использоваться без сертификата до 22 января 2027 года.
Сербия
• С марта 2024 года владельцы частных электросамокатов в Сербии обязаны зарегистрировать свои транспортные средства в Агентстве безопасности дорожного движения. После проверки на соответствие критериям на электросамокат наклеивается регистрационная наклейка с указанием его характеристик. С 15 июня 2024 года только зарегистрированные электросамокаты допущены к движению на дорогах.
Законодательство ЕС по безопасности транспортных средств
• Технологии безопасности. Системы автоматического экстренного торможения (AEB), которые могут обнаруживать пешеходов и велосипедистов, обязательны для новых моделей автомобилей с июля 2024 года. Новые модели большегрузных автомобилей должны быть оснащены такими системами с июля 2022 года.
• Идентификация электросамокатов. Вопрос о том, как системы активной безопасности смогут правильно идентифицировать водителей электросамокатов, остается открытым. Важно, чтобы новые технологии учитывали безопасность всех участников дорожного движения, включая водителей электросамокатов.
Регулирование защитной экипировки (шлем) и тандемов.
Показатели ношения шлемов среди водителей электросамокатов различаются в разных странах. В Дании 69% носят шлем, тогда как в Австрии и Латвии этот показатель составляет менее 10%. В Дании законодательно предписано надевать велосипедный шлем на электросамокатах. С момента введения требования в начале 2022 года ношение шлема среди водителей электросамокатов в Дании возросло с 28% в 2020 году до 69% в 2022 году. Уровень ношения шлема среди водителей электросамокатов выше, чем среди велосипедистов, которым не требуется надевать шлем.
Однако доля водителей арендованных электросамокатов, носящих шлем, составляет всего около 14%. Некоторые компании по прокату ищут технические решения этой проблемы.
Опасные тандемы
При опросе 32% пользователей электросамокатов в 22 странах признались в езде в тандеме. Данные показывают, что от 2% до 5% всех наблюдаемых поездок включают двух ездоков на одном электросамокате
Езда в тандеме на самокате стала причиной аварий в 17% от всех ДТП, связанных с электросамокатами, что указывает на то, что езда в тандеме намного опаснее, чем езда на электросамокате в одиночку. Это связано с уменьшением устойчивости и снижением эффективности торможения.
Пьяный самокатчик
Согласно опросам, значительное количество водителей электросамокатов признаются в том, что ездили после употребления алкоголя. Это вызывает тревогу, особенно учитывая, что алкоголь может быть фактором риска до 40% смертей, связанных с авариями на электросамокатах. Данные из Осло показывают, что пострадавшие в авариях чаще всего нуждаются в госпитализации, что подчеркивает серьезность ситуации.
Многие страны установили законные пределы содержания алкоголя для водителей электросамокатов, аналогичные тем, что действуют для автомобилистов. Однако есть исключения, как в Австрии и Словакии, где ограничения более мягкие. Исследования в разных странах показывают высокие уровни алкоголя у водителей электросамокатов, попавших в аварии, что свидетельствует о необходимости более строгого контроля и профилактических мер.
В Швеции, несмотря на отсутствие четких ограничений по содержанию алкоголя для водителей электросамокатов, существует общее правило о том, что управление транспортным средством в состоянии опьянения недопустимо.
В Осло введены ограничения на использование электросамокатов в ночное время в связи с высоким уровнем травматизма, особенно среди водителей, находящихся под воздействием алкоголя или наркотиков. Исследование показало, что 41% всех столкновений с электросамокатами происходят между 22:00 и 06:00, и риск травм в это время значительно выше — 273 травмы на миллион человеко-км против 81 травмы днем.
С момента легализации электросамокатов в Германии в 2019 году количество аварий с их участием продолжает расти. В 2023 году зарегистрировано около 8300 серьезных травм, что на 12% больше, чем в 2022 году, а количество смертельных случаев возросло до 20, что вдвое превышает показатели предыдущего года. Эти данные подчеркивают необходимость активных мер по повышению безопасности и осведомленности среди пользователей.
Страхование пользователей
Наличие обязательного страхования для водителей электросамокатов может значительно повысить безопасность на дорогах и защитить пользователей от финансовых последствий в случае аварий. В странах, где такое требование уже введено, как в Германии, страховой талон служит подтверждением того, что водитель застрахован, что может способствовать более ответственному поведению на дороге.
Обязанность сервисов аренды электросамокатов иметь страховку важна, так как это обеспечивает защиту не только водителей, но и пешеходов. Страхование может покрывать ущерб, причиненный третьим лицам, что особенно актуально в условиях растущей популярности электросамокатов и увеличения их числа на улицах городов.
Павел Паршков
Фото: ETSC