Регулирование: аренда самокатов и велосипедов
В мегаполисах власти активно развивают аренду велотранспорта (велошеринг). Так в Москве решено расширять сети бесплатных крытых парковок, в Санкт-Петербурге комитет по транспорту заключает с операторами кикшерингов и велошерингов соглашения, регулирующие правила работы прокатных сервисов на территории города.
Велосипеды – перехватчики
На законодательном уровне, при регулировании статуса современных транспортных средств возникают трудности: электросамокаты, велосипеды, моноциклы и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ), по-прежнему не подлежат регистрации в ГИБДД и не внесены в ПДД.
К началу велосезона в столице сообщили о планах по развитию велоинфраструктуры на 2022 год. В городе появится 20 новых крытых велопарковок. Каждая из них будет иметь места для более 50 велосипедов и самокатов. Располагать парковки планируют возле крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и будут выполнять функцию перехватывающих пунктов: добравшись от дома до парковки на велосипеде или самокате, можно продолжить путь на метро, поезде.
В отличие от перехватывающих парковок для автомобилей, велосипедные — полностью бесплатны. При этом они работают круглый год. Отдельный плюс муниципальных велопарковок в том, что они могут использоваться и как станции для самостоятельного ремонта велосипедов.
Пока в столице открыты только три такие парковки: около метро «Филатов луг», «Киевская» и «Тушинская». На парковке у метро «Филатов Луг» к старту велосезона оборудовали магнитный замок. Теперь для того, чтобы попасть, при входе нужно приложить к считывателю карту «Тройка». Велопаркинг по-прежнему действует бесплатно: прикладывать карту нужно только для того, чтобы разблокировался магнитный замок. На выходе работает обычная кнопка разблокировки двери.
Другая новинка, запущенная к началу велосезона в Москве, – тариф «Прогулка», запущенный крупным сервисом проката «Велобайк». Этот тариф специально создан для использования в выходные или праздничные дни, поэтому его добавили в обновление приложения накануне майских праздников.
Оформив тариф в личном кабинете за 400 рублей, пользователь получает возможность арендовать любые велосипеды (как механические, так и электро) в течение двух последующих дней. За эти дни в сумме можно проехать 3 часа без доплат, распределив время в любом удобном режиме. Свыше лимита за время поездки средства будут сниматься из расчета 4 руб. в минуту.
В этом сезоне стандартный тариф «Велобайка» – поминутный. За аренду пользователь платит всего 20 рублей, зато далее взимается 5 рублей за каждую минуту использования транспортного средства. Таким образом тариф «Прогулка» позволит сэкономить на 3-часовой поездке более 500 рублей. В прошлом году основа тарифной линейки формировалась из 30-минутных, часовых, двухчасовых и более длительных отрезков времени, при которых даже неполное использование времени прогулки подлежало полной оплате.
Для того чтобы воспользоваться новым тарифом, нужно установить последнее обновление приложения «Велобайк» на смартфон, сообщает портал «Московский транспорт». Новый сезон велопроката стартовал в Москве с 18 апреля.
Кикшеринговые сервисы урегулировала мэрия Питера
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга продолжает заключать специальные соглашения с прокатчиками электросамокатов. На данный момент договоры, регулирующие правила работы, подписали уже 7 компаний, занимающихся кикшерингом средств индивидуальной мобильности.
Ранее комтранс города подписал договор с крупнейшим сервисом проката электросамокатов Whoosh.
За ними последовали подписи от представителей компаний Urent, Buzyfly, MOLNIA, «Яндекс Go», «По пути» и Mangoo. Правила, разработанные ведомством, обязывают операторов следить, чтобы весь транспорт был полностью исправен и пронумерован, а также оборудован ограничителями скорости. В обязательном порядке электросамокаты, работающие в Петербурге, должны иметь звуковой сигнал, переднюю фару и светоотражатели.
Отдельное внимание документ уделяет установлению норм, регулирующих допустимую скорость движения самокатов, а также правила и места их парковки.
Ранее, в апреле для новосибирских сервисов кикшеринга местные власти решили внедрить мобильное приложение по обучению правильному пользованию СИМ. Первый вице-спикер заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов уверен, что если электросамокаты нельзя запретить, то «самокатчиков надо цивилизовать».
Самокаты без ОСАГО
Правовое регулирование статуса электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) продолжает наталкиваться на юридические сложности. На законодательном уровне, при регулировании статуса современных транспортных средств возникают трудности: электросамокаты, велосипеды, моноциклы и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ), по-прежнему не подлежат регистрации в ГИБДД и не внесены в ПДД.
Так 2 мая Совет Федерации РФ предложил обязать пользователей СИМ оформлять страховки по ОСАГО. Однако Российский союз автостраховщиков инициативу не поддержал. Ведь пока электросамокаты не подлежат регистрации в ГИБДД, собственника самоката или моноколеса определить невозможно. Поэтому идея оформления страховки теряет смысл: невозможно проконтролировать обязательства, а также определить, кому нужно будет выплачивать возмещение в случае ДТП.
Кроме того, реализация инициативы Совфеда невозможна без внесения изменения в сам закон об ОСАГО. Дело в том, что просто прописать обязанность регистрации СИМ отдельным законом не удастся, поскольку от обязанности страхования гражданской ответственности «освобождаются владельцы транспортных средств, не подлежащих регистрации».
Также в Российском союзе автостраховщиков (РСА) указали на популярность использования прокатных самокатов. Для регулирования выдачи страховки в случае, если самокат был предоставлен сервисом кикшеринга, придётся продумать отдельную схему, сообщает сетевое издание.
Изображение: Pixabay