кикшерингмнение экспертановости

Самокатное беззаконие остановят

Согласно обнародованным данным, за первую половину 2022-г в России зарегистрировали 20 смертельных ДТП с участием электросамокатов, 704 человека пострадали. В 2021 погибли пять человек, почти 200 пострадали. На лицо рост аварийности. О том, как повысить безопасность за счет правового регулирования и городской инфраструктуры, читателям PRO Шеринг рассказала глава «Союза безопасного дорожного движения» Светлана Заболоцкая.

Езда без границ

Сегодняшние цифры травм и смертей от систем индивидуальной мобильности (СИМ) далеко не конечные. Есть предпосылки для увеличения ДТП с участием подобных устройств: по данным ретейлеров и маркетплейсов, продажи электросамокатов (ЭС), скутеров и моноколес в России за год выросли в три-шесть раз.

Какие только предложения в части урегулирования вопросов с ЭС сейчас не поступают! Ограничить вес самоката, который можно использовать на тротуаре до 35 кг. Ограничить скорость до 25 км/ч. Вроде бы очень разумно, но кто будет измерять скорость и взвешивать? Некоторые участники процесса хотят свалить эту проблему на ГИБДД. Я с трудом представляю, как сотрудник полиции будет производить подобные действия.

Даже если выявлено явное нарушение, то водителя СИМ еще надо поймать.

Бежать полисмену со скоростью в 30 км/ч явно не получиться, на машине по парку и дорогам для пешеходов – тоже не вариант. При этом, госномеров у этого транспорта нет для фиксации правонарушителя.

Пару дней назад на круглом столе в Общественной палате РФ мы обсуждали какими должны быть новые ПДД. Модерировал дискуссию заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК А.Л. Холодов. Были приглашены представители органов законодательной, представители ряда федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных и экспертных организаций, журналисты.

Особо горячо присутствующие обсуждали тему средств индивидуальной мобильности. Обсуждение коснулось плюсов и минусов подобных устройств. Безусловно удобство передвижения в условиях города весьма важный фактор. Обеспечение безопасности жизни и здоровья – конституционное право граждан.

Пока законодатель решает отнести ли СИМ к транспортным средствам, либо признать их пешеходами и встроить в поток, я считаю, что уже сегодня, пользуясь СИМами необходимо учитывать, что:

  • если самокат имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 250 Вт, то должен приравниваться к пешеходу;

  • если он имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, а развиваемая скорость не более 50 км/час – официально это уже мопед, то есть нужны права категории «М» и шлем, а управлять им можно с 16 лет.

  • если развиваемая скорость более 50 км/час – то это уже считается мотоциклом, нужны права категории «А» и шлем, а ограничение по возрасту – от 18 лет.

Я также уверена, что к решению проблемы нужно подключаться городским властям. Нужно развивать инфраструктуру. Если уж есть подобный транспорт, то придется строить для него дороги и организовывать полосы движения. Конечно, легче запретить, но одними запретами ничего не решишь, просто будет иллюзия решенного вопроса, а на деле все останется, как и было.

Парковки для категории «М»

Пока суть да дело, муниципальные комиссии по потребительскому рынку могли бы взять на себя сдачу в аренду под сезонное использование (торговлю) места под кикшеринг. В договорах вполне можно прописать все условия работы, включая требования к оборудованию парковок и вопросы безопасности и обучения.

Внесение поправок в ПДД необходимо, но как эти правила будут соблюдать люди, которые ничего о них не слышали? Вот и напрашивается введение в общеобразовательных школах специального курса, после окончания которого ребята бы получали права категории «М». Я думаю, школьники будут только рады подобному новшеству, а на дорогах стало бы в разы меньше аварий. Хорошее знание ПДД в современном мире обязательно, как знание математики и других основных предметов.

На уровне Московской области в 2022-2023 годах планируется установить единые правила работы операторов кикшеринга. В настоящее время они размещают самокаты в городах на так называемых «виртуальных» парковках, не требующих установки физических конструкций (стоек) и, только кое-где начинается их возведение.

Разработка новых правил находится в начальной стадии, есть несколько разных вариантов урегулирования. Ключевая задача – обеспечить безопасность всех участников дорожного движения, удобство для граждан и порядок в городе. Сейчас операторы размещают самокаты в одних и тех же местах (как и общественный транспорт). Некоторые представители отрасли считают, что требовать от каждого оператора оформлять физические парковки для себя – значит нарушить ту модель работы, которая сформировалась в кикшеринге.

Насколько я знаю, физические парковки ЭС все-таки возводятся, и они бывают разных видов, и конфигураций: дуги, шестигранники и т.д.

От представителей кикшеринга мне известно, что стоимость строительства одной парковки ЭС колеблется от 2 до 15 тыс. рублей.

Однако, это рынок и оценить его более детально может, вероятнее всего, трейдер или маркетолог.

Ограничение скорости – очень важный момент. И операторы, являясь предпринимателями, осуществляют свою деятельность с целью извлечения прибыли. Так что вопрос можно ли ограничить скорость путем нажатия одной кнопки, либо необходимо изменение конфигурации программного обеспечения, несостоятелен, поскольку не имеет отношения к безопасности дорожного движения.

Сейчас все ключевые операторы кикшеринга предоставляют в аренду самокаты, имеющие программное ограничение скорости – 25 км/ч. Более того, оснащают свои самокаты iot-модулями, автоматически снижающими скорость движение в зависимости от местоположения самоката (через GPS).

Минтрансом России подготовлены поправки в ПДД, которые запретят средствам индивидуальной мобильности передвигаться со скоростью выше 25 км/ч. До конца лета такие поправки должны вступить в силу.

Изображение: motor72.ru

Один комментарий к “Самокатное беззаконие остановят

  • Уведомление: Томичи ездили на арендованных самокатах на 79% больше, чем годом ранее - PRO Шеринг

Обсуждение закрыто.