Самокаты разогнались до франшизы
С апреля кикшеринг «МТС Юрент» начинает маркетинговое продвижение франшизного направления. Компании с франчайзинговой экспертизой также готовы предлагать кикшеринговой отрасли новую бизнес-модель для быстрого развития – импортозамещение отечественными самокатами и новые инвестиционные инструменты. Вместе с экспертами рынка проката самокатов PRO Шеринг выяснял – станет ли франшиза более привлекательной.
Модель с деньгами и российскими корнями
Сервис проката самокатов «Юрент», ставший в январе частью экосистемы МТС, в апреле начнет официальное маркетинговое продвижение франшизного направления для большего привлечения партнеров. Об этом PRO Шеринг рассказал директор по работе с партнерами «МТС Юрент» Павел Галан.
Павел Галан, «МТС Юрент»
В планах на 2024 год – прирасти в географии минимум на 30% новыми городами, значительно увеличив число пользователей.
В тройку лидеров франшиз в 2023 году вошли такие направления, как «Интернет и IT» (+13,6%), «Отдых и развлечения» (+9,8%), а также «Спорт, здоровье и красота» (+8,3%), выяснили аналитики каталога франшиз «БиБосс». Кикшеринг совмещает в себе сразу два направления из трех, имея потенциал к развитию. По оценкам экспертов и участников рынка, в 2024 году отрасль проката самокатов будет расти на 50%-80% в денежном выражении.
География спроса на франшизы в прошлом году показала тренд на расширение географии, вплоть до Сибири. Лидером остался Центральный федеральный округ (42%), за ним следуют Приволжский (13,8%) и Сибирский (9,9%) федеральные округа. Для кикшеринга в силу специфики ключевыми направлениями развития помимо столицы и Подмосковья стал Южный федеральный округ, где прокатный сезон может быть в два-три раза дольше, а нередко и круглогодичным.
Среди основных франчайзинговых трендов на 2024 год руководитель Центра развития франшиз и нематериальных активов московского регионального отделения «Деловая Россия» Галина Радаева выделила автоматизацию и ИT-решения, а также новые технологии в виде нейросетей. Кикшеринг гармонично вписывается в эти тренды, поскольку этот бизнес не столько про «железо», сколько про различный софт, который обеспечивает предоставление услуг и их эффективный сбыт.
Изначально цифровой кикшеринг привлекателен потенциальным франчайзи, поскольку они получают от франчайзера платформу в виде web-приложений для пользователей и персонала. Но слабым местом остается «железо» – самокаты, которые по-прежнему ломаются и требуют ремонта и запчастей. Особенно если они подержанные и достались в «наследство» от оператора.
Компания по развитию франчайзинга FranchCamp решила предложить рынку синергетическую модель, которая минимизировала бы риски начинающего франчайзи, уйдя от б/у самокатов, но не увеличивая затраты.
«Исходя из опыты развития шеринг-сервисов, для максимально эффективного расширения партнерского бизнеса стоит объединять усилия не только франчайзеров с франчайзи, но и с производителями, а также с инвесторами, которые имеют экспертизу во франшизе», – рассказал PRO Шеринг директор по развитию франчайзинга FranchCamp, экс-директор по развитию франшизы кикшеринга «Юрент» Антон Елизаров.
В этой модели компания с экспертизой выступает соинвестором начинающего предпринимателя (франчайзи) и куратором по внедрению стандартов. Шеринг-сервис традиционно дает своим франчайзи известный бренд и экосистемную ИТ-платформу, а также прокатную технику от производителя.
«После конкурсного отбора франчайзи мы инвестируем не только деньгами, но и знаниями – обучаем ключевым аспектам ведения бизнеса по шерингу электросамокатов на нашей онлайн-платформе. В операционном режиме проводим еженедельные планерки для сохранения фокуса на ключевых метриках бизнеса в онлайн-формате, оказываем помощь в решении нестандартных текущих задач. Также, возможно офлайн сопровождение на этапе запуска бизнеса», – рассказал эксперт.
Антон Елизаров, FranchCamp
Франчайзинговая модель на рынке проката выглядит крайне перспективной, я бы даже сказал, что это тренд в шеринг-экономике.
«МТС Юрент» позитивно оценивает апробацию новой франчайзинговой модели и готов содействовать закупке российских самокатов. Например, среди партнеров сервиса есть франчайзи – производитель электросамокатов «Экоскат».
«Поскольку компания-производитель заинтересована в развитии продаж своей продукции, то мы совместно с коллегами обсуждаем их предложение, которое сможем представить нашим действующим и потенциальным франчайзи. Речь идет о финансовом инструменте для покупателя – рассрочка на один – два сезона или иная форма, удобная для партнера на старте», – пояснил Павел Галан.
На свою платформу «МТС Юрент» готов принять партнера практически с любой моделью самоката. Главное требование, чтобы технические характеристики устройств соответствовали требованиям ПДД к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), а модель трекера входила в перечень из 15 поддерживаемых платформой IoT-модулей, говорит Павел Галан.
Модуль IoT отвечает за включение и выключение самоката при старте и завершении аренды в разрешенных местах, передает онлайн геоданные для контроля скорости самоката с учетом low-speed и запрещенных для передвижения зон в городе.
«Партнеры сами могут выбирать тип самоката. Можно купить у нас модели производителей Ninebot и OKAI с пробегом по цене от 12 до 60 тыс. рублей, можно присоединиться к нашему заказу новых самокатов у производителей, можно приобрести самокаты отечественного производителя. При покупке новых самокатов нужно рассчитывать на бюджет в районе 100 тыс. рублей за самокат», – сообщил представитель «МТС Юрент».
«Калашниковы» на колесах
Если говорить о стоимости, то отечественные электросамокаты сопоставимы с китайскими. Говоря о технических преимуществах, Павел Галан отмечает, что хоть пользовательский дизайн иностранных моделей выигрывает, но вопрос эксплуатационной надежности, сроков поставки и наличия запчастей не менее важен. И в этом вопросе местные производители могут конкурировать с мировыми лидерами, уверен он.
Павел Галан, «МТС Юрент»
За несколько сезонов работы самокатов «Экоскат» на нашей платформе, мы положительно оцениваем их эксплуатационные характеристики. Это видно по показателям выручки на один самокат, коэффициенту доступности самокатов для аренды.
Они находятся на достаточно высоком уровне – порядка 90% парка доступны для аренды пользователями в течение всего сезона, уточнил он.
Разработчики позаботились и том, чтобы число запчастей на замену было минимальным и с легкостью можно было установить по модульному принципу без транспортировки в сервис. Техник со съемными модулями в рюкзаке может устранить любую поломку прямо на месте стоянки самоката за 10-15 минут, в то время как китайские самокаты требуют только сервисного обслуживая, транспортировку на грузовых авто, и ожидания ремонта неделями, а то и месяцами, рассказал PRO Шеринг руководитель шерингового направления предприятия «Экоскат» Денис Багно.
Чтобы отвязаться от сезонности, в компании решили создать всесезонное СИМ, изменив традиционную концепцию. В самокате остаются все ключевые элементы с некоторым усилением для повышения надежности ряда компонентов. Производитель уверяет, что модель может уверенно ехать по заснеженной дороге и выдерживать низкие температуры. На китайских СИМ это невыполнимо чисто технически, пояснил представитель компании.
Денис Багно, «Экоскат»
На выходе получается а-ля «Калашников» – не убиваемый и надежный, как раз для кикшеринга, где важно сохранять каждую единицу техники в строю.
В то же время преимущества российских самокатов над азиатскими пока не было доказано, говорят участники рынка.
Трудно говорить о превосходстве отечественных электросамокатов перед китайскими, если не были проведены сравнительные испытания по целому ряду параметров, пояснил в беседе с PRO Шеринг основатель кикшеринга Lite Руслан Тарасов.
Тем временем федеральные операторы аренды самокатов уже тестируют или готовятся к выпуску собственных моделей. Как сообщили PRO Шеринг в «МТС Юрент», сейчас ведется работа по локализации производства запчастей и локализации сборки своего самоката в России уже в 2024 году.
В 2022 году оператор Whoosh заявлял о создании своего самоката в 2024-2025 годах. Как пояснила пресс-секретарь Анастасия Шевченко, на 2024 год запуск собственного самоката пока не запланирован.
«Мы по-прежнему двигаемся навстречу этой идее и рассматриваем разные варианты, как с помощью технологий и собственной сборки усовершенствовать свои самокаты», – сообщила представитель Whoosh.
Анастасия Шевченко, Whoosh
На сегодня сервис в рамках локализации расширили пул подрядчиков и состав компонентов, произведенных в России. Доля отечественных элементов выросла до 30%, составив 24 детали СИМ.
Единственным обладателем собственной модели в тройке лидеров кикшеринга пока является Яндекс.Go. В конце 2022 года сервис представил электросамокаты собственной разработки Wind, которые вышли на линию в 2023 году. Как ранее сообщал оператор, модель разработал израильский производитель Wind, которого компания купила в 2021 году. Стоимость разработки источники «Ведомостей» оценили в 15 млн долларов. Его производство будет организовано на партнерских заводах в Китае.
Пока модель эксплуатируется только в Санкт-Петербурге, а основная часть по всей России представлена китайскими Ninebot Max Plus, рассказали PRO Шеринг в пресс-службе Яндекс.Go. В 2022 году сервис заявлял, что собственное производство позволит увеличить парк с 20 тыс. до 70 тыс. из которых 70% придется на Wind. Но отечественного чуда не случилось. Перспективы расширения производства в пресс-службе не прокомментировали на момент публикации.
Куда и кто поедет на франшизе
Основатель одного из первых прокатов в России – Lite, покрывающий со своими франчайзи более 120 городов, Руслан Тарасов положительно относится к схеме, в которой их партнеры могут привлекать сторонние инвестиции для развития. При этом в беседе с PRO Шеринг, он уточняет, что вхождение инвесторов в долю с предпринимателем также несет риски для самого франчайзи, если речь идет о закупках небольших партий до 30-100 электросамокатов.
Руслан Тарасов, Lite
Для самого инвестора доход с 15-50 самокатов, а точнее, чистая прибыль, будет не столь привлекательной. Поскольку ее доля в обороте не будет превышать 10%-15%.
Руслан Тарасов говорит, что из-за отсутствия бизнес-культуры, многие стартаперы не умеют ответственно относиться к чужим деньгам, что увеличивает риски возврата инвестиций. Сам франчайзер применяет бизнес-модель с органическим ростом, а не экстенсивным.
Исполнительный директор инвесткомпании Advance Capital Артур Шубаев считает, что интерес к кикшеринговой франшизе могут проявлять в первую очередь региональные инвесторы с капиталом от 0,5-1 млн долларов – так называемые «лица с крупным капиталом».
Речь идет об успешных региональных бизнесменах, которые хотят приумножить свою прибыль через диверсификацию. Институциональных инвесторов вряд ли такая модель привлечет, пояснил эксперт.
Артур Шубаев, Advance Capital
Региональные инвесторы вложатся в понятную для себя историю, которая будет «под рукой», а партнером и руководителем проката выступит знакомый им человек.
В 2023 году спрос на франшизы рос в ценовом инвестиционном диапазоне 10-15 млн рублей (55%) и 3-5 млн рублей (40%), отмечают аналитики «БиБосс».
Франчайзер «МТС Юрент» в прошлом году наращивал свою партнерскую сеть и города присутствия за счет поглощений региональных партнеров -закрывшегося сервиса «Карусель» и миграции дальневосточного оператора Red Light на платформу и под бренд «Юрента».
Павел Галан, «МТС Юрент»
Также для потенциальных партнеров в небольших городах с парком менее 300 самокатов мы решили создать опцию заключения субфраншизного договора с крупнейшим партнером сервиса, который уже имеет такой опыт в небольших городах с парками от 30-50 самокатов.
В новом сезоне «МТС Юрент» запланировал довести число городов до 140-150. В 2023 году франчайзи работали в 104 городах РФ что, в свою очередь, было в два раза выше показателя 2022 года.
Денис Кунгуров
Фото: PRO Шеринг