главноекикшеринг

Самокаты разогнались до франшизы

С апреля кикшеринг «МТС Юрент» начинает маркетинговое продвижение франшизного направления. Компании с франчайзинговой экспертизой также готовы предлагать кикшеринговой отрасли новую бизнес-модель для быстрого развития – импортозамещение отечественными самокатами и новые инвестиционные инструменты. Вместе с экспертами рынка проката самокатов PRO Шеринг выяснял – станет ли франшиза более привлекательной.
Модель с деньгами и российскими корнями

Сервис проката самокатов «Юрент», ставший в январе частью экосистемы МТС, в апреле начнет официальное маркетинговое продвижение франшизного направления для большего привлечения партнеров. Об этом PRO Шеринг рассказал директор по работе с партнерами «МТС Юрент» Павел Галан.

Самокаты разогнались до франшизы

В тройку лидеров франшиз в 2023 году вошли такие направления, как «‎Интернет и IT» (+13,6%), «‎Отдых и развлечения» (+9,8%), а также «‎Спорт, здоровье и красота» (+8,3%), выяснили аналитики каталога франшиз «БиБосс». Кикшеринг совмещает в себе сразу два направления из трех, имея потенциал к развитию. По оценкам экспертов и участников рынка, в 2024 году отрасль проката самокатов будет расти на 50%-80% в денежном выражении.

Самокаты разогнались до франшизы
БиБосс

География спроса на франшизы в прошлом году показала тренд на расширение географии, вплоть до Сибири. Лидером остался Центральный федеральный округ (42%), за ним следуют Приволжский (13,8%) и Сибирский (9,9%) федеральные округа. Для кикшеринга в силу специфики ключевыми направлениями развития помимо столицы и Подмосковья стал Южный федеральный округ, где прокатный сезон может быть в два-три раза дольше, а нередко и круглогодичным.

Самокаты разогнались до франшизы
БиБосс

Среди основных франчайзинговых трендов на 2024 год руководитель Центра развития франшиз и нематериальных активов московского регионального отделения «Деловая Россия» Галина Радаева выделила автоматизацию и ИT-решения, а также новые технологии в виде нейросетей. Кикшеринг гармонично вписывается в эти тренды, поскольку этот бизнес не столько про «железо», сколько про различный софт, который обеспечивает предоставление услуг и их эффективный сбыт.

Изначально цифровой кикшеринг привлекателен потенциальным франчайзи, поскольку они получают от франчайзера платформу в виде web-приложений для пользователей и персонала. Но слабым местом остается «железо» – самокаты, которые по-прежнему ломаются и требуют ремонта и запчастей. Особенно если они подержанные и достались в «наследство» от оператора.

Компания по развитию франчайзинга FranchCamp решила предложить рынку синергетическую модель, которая минимизировала бы риски начинающего франчайзи, уйдя от б/у самокатов, но не увеличивая затраты.

«Исходя из опыты развития шеринг-сервисов, для максимально эффективного расширения партнерского бизнеса стоит объединять усилия не только франчайзеров с франчайзи, но и с производителями, а также с инвесторами, которые имеют экспертизу во франшизе», – рассказал PRO Шеринг директор по развитию франчайзинга FranchCamp, экс-директор по развитию франшизы кикшеринга «Юрент» Антон Елизаров.

В этой модели компания с экспертизой выступает соинвестором начинающего предпринимателя (франчайзи) и куратором по внедрению стандартов. Шеринг-сервис традиционно дает своим франчайзи известный бренд и экосистемную ИТ-платформу, а также прокатную технику от производителя.

«После конкурсного отбора франчайзи мы инвестируем не только деньгами, но и знаниями – обучаем ключевым аспектам ведения бизнеса по шерингу электросамокатов на нашей онлайн-платформе. В операционном режиме проводим еженедельные планерки для сохранения фокуса на ключевых метриках бизнеса в онлайн-формате, оказываем помощь в решении нестандартных текущих задач. Также, возможно офлайн сопровождение на этапе запуска бизнеса», – рассказал эксперт.

Самокаты разогнались до франшизы

«МТС Юрент» позитивно оценивает апробацию новой франчайзинговой модели и готов содействовать закупке российских самокатов. Например, среди партнеров сервиса есть франчайзи – производитель электросамокатов «Экоскат».

«Поскольку компания-производитель заинтересована в развитии продаж своей продукции, то мы совместно с коллегами обсуждаем их предложение, которое сможем представить нашим действующим и потенциальным франчайзи. Речь идет о финансовом инструменте для покупателя – рассрочка на один – два сезона или иная форма, удобная для партнера на старте», – пояснил Павел Галан.

На свою платформу «МТС Юрент» готов принять партнера практически с любой моделью самоката. Главное требование, чтобы технические характеристики устройств соответствовали требованиям ПДД к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), а модель трекера входила в перечень из 15 поддерживаемых платформой IoT-модулей, говорит Павел Галан.

Модуль IoT отвечает за включение и выключение самоката при старте и завершении аренды в разрешенных местах, передает онлайн геоданные для контроля скорости самоката с учетом low-speed и запрещенных для передвижения зон в городе.

«Партнеры сами могут выбирать тип самоката. Можно купить у нас модели производителей Ninebot и OKAI с пробегом по цене от 12 до 60 тыс. рублей, можно присоединиться к нашему заказу новых самокатов у производителей, можно приобрести самокаты отечественного производителя. При покупке новых самокатов нужно рассчитывать на бюджет в районе 100 тыс. рублей за самокат», – сообщил представитель «МТС Юрент».

«Калашниковы» на колесах

Если говорить о стоимости, то отечественные электросамокаты сопоставимы с китайскими. Говоря о технических преимуществах, Павел Галан отмечает, что хоть пользовательский дизайн иностранных моделей выигрывает, но вопрос эксплуатационной надежности, сроков поставки и наличия запчастей не менее важен. И в этом вопросе местные производители могут конкурировать с мировыми лидерами, уверен он.

Самокаты разогнались до франшизы

Они находятся на достаточно высоком уровне – порядка 90% парка доступны для аренды пользователями в течение всего сезона, уточнил он.

Разработчики позаботились и том, чтобы число запчастей на замену было минимальным и с легкостью можно было установить по модульному принципу без транспортировки в сервис. Техник со съемными модулями в рюкзаке может устранить любую поломку прямо на месте стоянки самоката за 10-15 минут, в то время как китайские самокаты требуют только сервисного обслуживая, транспортировку на грузовых авто, и ожидания ремонта неделями, а то и месяцами, рассказал PRO Шеринг руководитель шерингового направления предприятия «Экоскат» Денис Багно.

Самокаты разогнались до франшизы

Чтобы отвязаться от сезонности, в компании решили создать всесезонное СИМ, изменив традиционную концепцию. В самокате остаются все ключевые элементы с некоторым усилением для повышения надежности ряда компонентов. Производитель уверяет, что модель может уверенно ехать по заснеженной дороге и выдерживать низкие температуры. На китайских СИМ это невыполнимо чисто технически, пояснил представитель компании.

Самокаты разогнались до франшизы

В то же время преимущества российских самокатов над азиатскими пока не было доказано, говорят участники рынка.

Трудно говорить о превосходстве отечественных электросамокатов перед китайскими, если не были проведены сравнительные испытания по целому ряду параметров, пояснил в беседе с PRO Шеринг основатель кикшеринга Lite Руслан Тарасов.

Тем временем федеральные операторы аренды самокатов уже тестируют или готовятся к выпуску собственных моделей. Как сообщили PRO Шеринг в «МТС Юрент», сейчас ведется работа по локализации производства запчастей и локализации сборки своего самоката в России уже в 2024 году.

В 2022 году оператор Whoosh заявлял о создании своего самоката в 2024-2025 годах. Как пояснила пресс-секретарь Анастасия Шевченко, на 2024 год запуск собственного самоката пока не запланирован.

«Мы по-прежнему двигаемся навстречу этой идее и рассматриваем разные варианты, как с помощью технологий и собственной сборки усовершенствовать свои самокаты», – сообщила представитель Whoosh.

Самокаты разогнались до франшизы

Единственным обладателем собственной модели в тройке лидеров кикшеринга пока является Яндекс.Go. В конце 2022 года сервис представил электросамокаты собственной разработки Wind, которые вышли на линию в 2023 году. Как ранее сообщал оператор, модель разработал израильский производитель Wind, которого компания купила в 2021 году. Стоимость разработки источники «Ведомостей» оценили в 15 млн долларов. Его производство будет организовано на партнерских заводах в Китае.

Пока модель эксплуатируется только в Санкт-Петербурге, а основная часть по всей России представлена китайскими Ninebot Max Plus, рассказали PRO Шеринг в пресс-службе Яндекс.Go. В 2022 году сервис заявлял, что собственное производство позволит увеличить парк с 20 тыс. до 70 тыс. из которых 70% придется на Wind. Но отечественного чуда не случилось. Перспективы расширения производства в пресс-службе не прокомментировали на момент публикации.

Куда и кто поедет на франшизе

Основатель одного из первых прокатов в России – Lite, покрывающий со своими франчайзи более 120 городов, Руслан Тарасов положительно относится к схеме, в которой их партнеры могут привлекать сторонние инвестиции для развития. При этом в беседе с PRO Шеринг, он уточняет, что вхождение инвесторов в долю с предпринимателем также несет риски для самого франчайзи, если речь идет о закупках небольших партий до 30-100 электросамокатов.

Самокаты разогнались до франшизы

Руслан Тарасов говорит, что из-за отсутствия бизнес-культуры, многие стартаперы не умеют ответственно относиться к чужим деньгам, что увеличивает риски возврата инвестиций. Сам франчайзер применяет бизнес-модель с органическим ростом, а не экстенсивным.

Исполнительный директор инвесткомпании Advance Capital Артур Шубаев считает, что интерес к кикшеринговой франшизе могут проявлять в первую очередь региональные инвесторы с капиталом от 0,5-1 млн долларов – так называемые «лица с крупным капиталом».

Речь идет об успешных региональных бизнесменах, которые хотят приумножить свою прибыль через диверсификацию. Институциональных инвесторов вряд ли такая модель привлечет, пояснил эксперт.

Самокаты разогнались до франшизы

В 2023 году спрос на франшизы рос в ценовом инвестиционном диапазоне 10-15 млн рублей (55%) и 3-5 млн рублей (40%), отмечают аналитики «БиБосс».

Франчайзер «МТС Юрент» в прошлом году наращивал свою партнерскую сеть и города присутствия за счет поглощений региональных партнеров -закрывшегося сервиса «Карусель» и миграции дальневосточного оператора Red Light на платформу и под бренд «Юрента».

Самокаты разогнались до франшизы

В новом сезоне «МТС Юрент» запланировал довести число городов до 140-150. В 2023 году франчайзи работали в 104 городах РФ что, в свою очередь, было в два раза выше показателя 2022 года.

Денис Кунгуров

Фото: PRO Шеринг