Биометрия сдалась самокатам
Насколько сервисы кикшеринга готовы к эксперименту с биометрией и дополнительным затратам
Вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил проработать механизм аренды электросамокатов через верификацию по вектору биометрии на добровольной основе. Сервисы кикшеринга пока не видят техническую и регуляторную базу. Эксперты предполагают, что операторам придется инвестировать в новую технологию и «раскошелиться» на систематическую оплату коммерческим компаниям по обработке биоданных при верификации.
Госструктуры хотят видеть
В конце октября вице-премьер по цифровизации, глава аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко поручил профильным ведомствам проработать механизм выдачи арендных электросамокатов клиентам через биометрические данные. Власти ожидают, что верификация через биоданные избавит от серых аккаунтов и повысит безопасность на тротуарах и дорогах. Среди профильных госструктур – «Центр биометрических технологий», Минцифры и ряд других ведомств.
В Центре биометрических технологий (ЦБТ) PRO Шеринг подтвердили свое участие в проработке деталей эксперимента по внедрению функции подтверждения личности. В Центре уточнили, что операторы кикшерингов не будут регистрировать или хранить биометрию, поскольку это разрешено только для Единой биометрической системы (ЕБС). В рамках эксперимента со стороны операторов потребуется реализация функции подтверждения личности в приложении, сообщил представитель ЦБТ. При аренде будет происходить сравнение селфи, сделанного в приложении, с изображением, ранее зарегистрированным в ЕБС. При успешном сопоставлении пользователь сможет начать поездку.
Сейчас Центр биометрии готовится к проведению эксперимента только в Москве и в Московской области. В Департаменте транспорта столицы (Дептрансе) PRO Шеринг подтвердили, что «ведется комплексная работа совместно с операторами над повышением эффективности авторизации пользователей». Новые форматы верификации в будущем будут внедрены в сервисы, в том числе и в части «селфи-идентификации», сообщил представитель департамента.
В Минцифры РФ, которое ведет проработку этого проекта, на момент публикации на запрос редакции не ответили. Точные сроки запуска пилотного проекта никто из участников пока не смог назвать. Как пояснили в ЦБТ, они будут зависеть от готовности нормативной базы и технологической инфраструктуры.
Как это работает
Рассказывает эксперт по защите персональных данных, соучредитель сообщества профессионалов в области приватности данных (RPPA) Алексей Мунтян:
– Векторная верификация проходит на основе внесенных ранее гражданином свои биоданных в ЕБС. В процессе регистрации происходит сбор первичной биометрии, на основе которой создается биометрический вектор, хранящийся в единой системе. Векторы будут использоваться для подключения к системам идентификации самокатных сервисов. Например, если вы впервые обращаетесь к сервису кикшеринга, то вместо долгой регистрации сможете пройти био-аутентификацию с помощью лица или голоса. Мобильное приложение сможет извлечь необходимые данные из ЕБС для создания вашего профиля и аутентификации.
Неожиданный эксперимент
Сами операторы были явно не готовы к такому регуляторному и технологическому повороту в конце 2024 года. «Ни техническая, ни законодательная база под реализацию такой инициативы не заложена», – посетовал руководитель GR Whoosh Сергей Карлов в разговоре с PRO Шеринг. Он считает, что вопрос авторизации пользователя и поездки гораздо актуальней для сектора частных самокатов, где наихудшая отслеживаемость. По его оценкам, у операторов кикшеринга доля нарушителей меньше 0,1%.
В «МТС Юрент» рассказали, что изучают такую технологию идентификации на 2025 год, как и ряд других пилотных проектов по идентификации пользователей для повышения безопасности поездок. Руководитель направления по связям с госорганами «МТС Юрент» Георгий Зелинский пояснил PRO Шеринг, что реализация таких инициатив требует огромных ресурсов и согласования интересов различных сторон.
Георгий Зелинский, «МТС Юрент»
Сложившаяся ситуация показывает, что госорганы стремятся к внедрению биометрии как неотъемлемой части цифровизации, повышению качества услуг и к контролю за данными. Это может привести к созданию новых норм и требований, которые станут обязательными для всех участников рынка.
В АНО «Цифровая экономика», которое курирует экспериментальные правовые режимы (ЭПР) по всем цифровым инновациям в столице, полагают, что пилотный проект может быть опробован в Москве в формате ЭПР. Это позволит понять реальную популярность и снизить издержки на реализацию.
«Дело в том, что биометрическая идентификация создана в первую очередь для банковских услуг, и является достаточно дорогостоящей. Кроме того, существующие поставщики опять-таки заточены на работу с банками», – рассказал PRO Шеринг директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян.
Действительно, биометрическая верификация сейчас больше всего используется в финансовом секторе, подтвердил заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
Парламентарий считает, что государство должно поддерживать доверенных операторов, которые гарантируют защиту персональных данных при различных операциях, поскольку это важно для граждан.
Александр Спиридонов, Госдума
Не менее важно понять затраты сервисов кикшеринга – надеюсь, что компании смогут предоставить эту информацию в ближайшее время.
Операторам кикшеринга стоит готовиться к тому, что доступ в ЕБС или через доверенные компании по обработке биоданных — будет платным, а значит, каждая транзакция будет стоить денег, предупредил Алексей Мунтян.
По мнению эксперта, государство стремится вывести на окупаемость использование единой биометрической системы (ЕБС). Он напомнил, что в настоящее время существует множество инициатив по использованию биометрии под предлогом надежного контроля и защиты со стороны государства.
Идея создания мегарегулятора для контроля всех процессов цифровизации звучит амбициозно, но может оказаться утопической, рассказал PRO Шеринг топ-менеджер одного из сервисов кикшеринга на условиях анонимности. Он уверен, что если подобные пилотные проекты все же обретут нормативно-технические контуры и начнут внедряться, то операторам понадобятся значительных инвестиций в технологии и ПО, а также в обучение персонала. Также необходимо будет провести унификацию ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов сервисов.
Недешевая прозрачность
Кикшерингам для верификации клиентов силами государственных или частных уполномоченных операторов, нужно будет выполнить основную техническую задачу – выстроить безопасный канал через комплекс средств защиты (КСЗ), рассказал PRO Шеринг директор по информационной безопасности (CISO) СберАвто Кирилл Ильин. Для этого сервис аренды должен выяснить класс КСЗ, который требуется, и провести внедрение силами доверенного оператора.
В настоящее время право на обработку биометрических и векторных данных от биометрии имеет несколько доверенных коммерческих операторов. Самые известные из них Сбер, NtechLab и VisionLabs.
Генерального директора VisionLabs Дмитрий Марков в беседе с PRO Шеринг согласен с тем, что операторам кикшеринга, а в дальнейшем и каршеринга, необходимо будет интегрировать свои приложения с данными системами, и им придется за это заплатить.
Дмитрий Марков, VisionLabs
Что касается стоимости верификации, то тарифы в среднем составляют 5-10 рублей за прохождение одной верификации, но при больших объемах цена может быть снижена.
Этот аспект важен для оценки затрат и возможной рентабельности внедрения системы, отметил эксперт.
Для того, чтобы понять примерные суммы затрат, достаточно подсчитать количество поездок за сезон и объем существующих операций с биометрией.
Количество поездок у операторов кикшеринга за сезон 2023 года в Москве и Подмосковье превысило 74 млн согласно исследованию портала «Трушеринг». Осенью 2024 году федеральные операторы показывали прирост на 50-70%, что совокупно дает около 100 млн поездок. Учитывая, что порядка 20% (18 млн человек) россиян использует биометрию для различных операций (данные Минцифры), потенциальное число верификаций в рамках эксперимента составит около 20 млн авторизаций в год без учета прироста. При цене в 5 рублей общая сумма может составить более 100 млн рублей за сезон. Если разделить между топ-3 операторами, то получится около 33-40 млн рублей. Для Whoosh, заработавшего в 2023 году 11 млрд рублей, доля затрат в выручке составит не более 0,1%, а для МТС Юрент (выручка 3,3 млрд рублей) – уже 1%.
«Для расчета затрат на внедрение, необходимо подсчитать число запросов от пользователей в секунду/час/сутки на прохождение верификации. Затем поставщик рассчитывает затраты на интернет, подключение, выделенные серверные стойки. В любом случае – это инвестиции», – говорит Кирилл Ильин. В свою очередь глава VisionLabs полагает, что отдельно затраты на внедрение никто операторам аренды выставлять не будет, обычно они закладываются в тарифы, которые могут быть занижены при больших объемах.
Карен Казарян, АНО Цифровая экономика
В целом, для использования биометрических технологий необходимо расширять функционал решений для разработчиков и снижать расходы на интеграцию.
Эксперты и законодатели уверены, что доля граждан, использующих биометрические операции будет расти, в том числе за счет молодого поколения. Мы видим, что количество пользователей биометрии увеличивается кратно за последние 3-5 лет, и этот тренд, скорее всего, продолжится, прогнозирует Александр Спиридонов.
Несмотря на взрывной рост использования биометрии и сложности, с которыми сталкиваются сервисы самокатов, их растущие операционные показатели позволят пройти этот путь без рисков для бизнес-процессов, считает парламентарий. Он уверен, что заниматься пилотными внедрениями с биометрией надо было еще пять лет назад, но даже сейчас этот эксперимент поможет решить многие проблемы ближайшего будущего.
Авторы: Павел Паршков, Денис Кунгуров
Фото: freepik, оргкомитет rigf, пресс-служба ГД, МТС Юрент