ФАС изучит обоснованность динамического ценообразования в такси и каршеринге
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил главе ФАС разобраться с экономической целесообразностью алгоритмического ценообразования. Его используют все онлайн-площадки при оказании услуг.
В ходе встречи 28 февраля председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с главой ФАС Максимом Шаскольским, премьер-министр потребовал взять под контроль динамическое образование в секторе электронной коммерции. Помимо маркетплейсов и сотовых операторов Михаил Мишустин назвал каршеринг и такси.
Глава ФАС сообщил в ходе встречи, что при алгоритмическом ценообразовании никакого роста себестоимости не происходит у компаний, зато идет ценовое давление на потребителя. Его нельзя назвать экономически обоснованным и оправданным, пояснил Максим Шаскольский.
Глава кабмина напомнил, что у ФАС достаточно инструментов, чтобы контролировать ценообразование на электронных площадках, выявлять недобросовестных поставщиков товаров и услуг, а также реагировать на факты необоснованного завышения цен.
Сервисы краткосрочной аренды машин (каршеринги) с 2018 года активно используют динамическое ценообразование. Первой такой подход применил ИТ-гигант «Яндекс» в своем шеринговом сервисе «Яндекс.Драйв».
Сегодня все федеральные каршеринговые операторы применяют самообучающиеся машины (LM) с элементами искусственного интеллекта, меняя цены в онлайн по целому ряду параметров:
- Время суток, день недели.
- Число машин в одной зоне аренды.
- Время простоя машины.
- Погодные условия.
- Спрос на машины.
- Рейтинг клиента (стиль вождения, штрафы, возраст, стаж).
Некоторые эксперты полагают, что умный алгоритм может вычислять и учитывать социальный статус, уровень дохода клиента. В первую очередь, это касается экосистемных каршерингов, так как «Яндекс.Драйв», которые являются частью ИТ-компании, собирающих разные данные о пользователях.
Согласно этой гипотезе, у более обеспеченного клиента может быть выше цена, чем у другого клиента на одну и ту же машину в одно и то же время.
При этом, большинство крупных каршеринговых компаний еще не вышли в чистую прибыль, поскольку постоянно инвестируют в рост автопарка. Точно известно только о “Делимобиле”, который показал впервые за 9 месяцев 2023 года чистую прибыль в размере 1,4 млрд рублей, сообщает Б1. В 2022 году каршеринг показал чистый убыток примерно в полмиллиарда рублей. “Делимобиль” занимает почти 50% рынка с общим числом машин в 25 тысяч.
Фото: Adobe Stock