каршеринг в миреновости

Каршеринг выгоднее для британцев

В Великобритании все чаще жители небольших городков отказываются от личной машины в пользу совместного использования 5-10 машин на небольшую коммуну соседей.

Сообразим на троих

В Оксфорде 20 домохозяйств делят между собой семь автомобилей, принадлежащих соседям. Идея настолько себя оправдала, что коммуна начала делиться опытом для создания мини-каршерингов со своими соседями по району. Многие обнаружили, что вполне возможно передвигаться, не владея автомобилем, а разделяя его с соседями.

Собственные автомобили не используются большую часть времени, поэтому имеет смысл делиться ими, оптимизируя время эксплуатации, говорят члены каршеринг-коммуны. Они видят в этом плюс, как для окружающей среды, так и для собственной экономии средств. Это становится крайне актуально с ростом цен на топливо в Европе и США.

Полгода назад соседи основали ShareOurCars в восточном Оксфорде. Схема является «замкнутым циклом» мини-каршеринга – пользуются только соседи, знакомые друг с другом, при условии, что у них нет плохой истории вождения. Собственники авто получают прибыль от почасовой или суточной аренды через мобильное приложение.

Также власти стали вводить налоги за использование машин без стандарта выбросов Евро 5. В восточном Лондоне введение столичной зоны сверхнизких выбросов означало, что автолюбители столкнулись с необходимостью продавать свой дизельный авто или платить сбор в размере 12,5 фунтов стерлингов в день за его использование. Нужно покупать более новый автомобиль, который соответствовал бы требованиям, или попробовать схему каршеринга раньше. Многие используют сочетание велосипеда на короткие поездки и машины в аренду.

Соседи, желающие организовать свой мини-каршеринг из личных авто, сотрудничают с каршеринговым провайдером Hiyacar, который проверяет новых участников, предоставляет систему онлайн-бронирования и страхование.

Автомобили принадлежат отдельным участникам схемы.

Сэкономили в три раза

В итоге, некоторые после начала проекта начали продавать свои семейные авто.  Как правило, машины доступны в 5-и минутах ходьбы. Участники заходят в систему и бронируют машину, платя около 7 фунтов стерлингов в час (583 рубля). «Есть группа WhatsApp, чтобы поговорить друг с другом. И если бы мне нужно было получить машину в чрезвычайной ситуации, я был бы очень удивлен, если бы не смог получить ее сразу», – говорят участники проекта.

Обычно стоимость машины на уик-энд составляет 90 фунтов стерлингов (7500 руб).

Их одалживают у тех, кто ездит большую часть времени в рабочие дни и редко в субботу и воскресенье. Поскольку большинство людей имеет устоявшийся график жизни, то легко понять у кого какая машина свободна в разное время. Пока у участников не было никаких серьезных аварий или разногласий. Помогает и тот факт, что большинство владельцев рассматривают автомобили как средство перемещения, а не как свою гордость. Некоторые берут машины на летние каникулы, например, электромобили MG, чтобы отправиться в путешествия. Ежемесячные затраты на транспорт значительно упали у тех людей, которые избавились от своего авто и пересели на каршеринг.

Например, свой автомобиль стоил чуть более 300 фунтов в месяц с учетом страхования, амортизации, обслуживании, налогов и так далее. Теперь семья тратит на каршеринг в среднем 100 фунтов стерлингов».

Среди автомашин в аренду есть и фургоны, которые иногда полезны. Они обойдутся в 10 фунтов стерлингов в час, а в месяц – 50 фунтов. Во время отпуска многие стали использовать поезда и самолеты, чтобы потом арендовать машину на месте. Ранее, весь путь британцы совершали на своей машине.

Исполнительный директор и соучредитель Hiyacar Грэм Рисби справедливо отмечает, что удорожание жизни стимулирует развитие каршеринга.

Грэм Рисби, Hiyacar 

В начале 2016 года, когда этот вид совместной аренды только зарождался, мы зазывали людей для размещения аренды своего авто на нашей онлайн-платформе и предоставляли страховку.

Схема коммунного каршеринга будет крайне популярной в сельских районах, где жители уверены в тех, кто использует их машины.

Грэм Рисби считает, что переход на электромобили, сделают каршеринг крайне популярным. Ведь не многие могут купить такое авто за 30-40 тыс. фунтов.  Самый известный каршеринг с частными авто – Zipcar. Правда, в последние пандемийные годы он подорожал. Hiyacar имеет много автомобилей в крупных городах Великобритании. Это фирменные автомобили, принадлежащие банкам и стандартные автомобили от частных лиц. За двухчасовую аренду Seat Ibiza в Бромли в эти выходные Hiyacar  вы отдадите 11,72 фунта стерлингов. Его ежесуточная плата составляет 45 фунтов стерлингов. Существует страховая франшиза в размере 500 фунтов, что означает, что вы должны заплатить первые 500 фунтов стерлингов любого ущерба, который вы причиняете. Хотя обычным пользователям будет рекомендовано покупать избыточное покрытие от 45 фунтов стерлингов в год.

Как правило, вы возвращаете автомобиль с тем же топливом, что и при получении, в этом смысле британский каршеринг очень похож на обычную суточную аренду.

Автомобили фотографируют до и после того, как происходит акция, поэтому отмечаются любые повреждения.

Какой формат аренды ждет популярность

Если автовладелец хочет сдать свой автомобиль в аренду соседям, то можно зарегистрироваться в Hiyacar. Через приложение, можно заблокировать авто и пользоваться им самостоятельно. Автомобиль застрахован каршерингом, а это означает, что вам не придется затрачиваться на ремонт. По схожей аналогии в России работает каршеринг Voron, которые сдает машины частных лиц. Правда, в случае ДТП по вине клиента, придется платить не только ремонт, но и время простоя, что может вылиться в недели и месяцы с учетом дефицита запчастей. Стоимость простоя исчисляется по самому минимальному тарифу.

Власти Москвы также запустили проект народный каршеринг «Рули», который подразумевает сдачу гражданами своих авто в аренду для заработка на базе приложения от Дептранса столицы.

Также за границей растет популярность аренды по подписке, когда машину берут на 1-6 месяцев, оплачивая только аренду и топливо.

За рубежом подписная модель вполне конкурентоспособна. Наибольший спрос наблюдается в США и ЕС. Причем такую практику активно поддерживают ведущие автопроизводители, которые делают ставку на то, что клиент в итоге купит машину, проездив на ней несколько месяцев. Не случайно бренд Volvo еще в 2017 году запустил во многих странах свои собственные сервисы подписки. Особенность их в том, что в аренду сдают авто без пробега и с минимальной стоимостью подписки, в пересчете на рубли около 50 тысяч в месяц. Схожие программы есть у Cadillac, Porsche и BMW. Правда в России с ростом курса валют цена машины подорожала, а зарплаты сократились относительно продуктовой корзины, а также в денежном выражении. Пока экспертам сложно сказать, готовы ли в России брать машины на 3-6 месяцев, оплачивая по 30-50 тыс. рублей ежемесячно. Для российского менталитета – это выброс денег в воздух, поскольку вещь после затрат не становится твоей, как после автокредита примерно на ту же сумму платежей.