главноекикшерингновости

Кикшеринг Whoosh вложится в производство и «последнюю милю»

Темпы роста сервиса аренды самокатов Whoosh на 2024 год ожидаются ниже прошлого года. Сдерживающим фактором может стать вложение в собственное производство самокатов, а точкой роста – новые клиенты и увеличение числа поездок в виде «последней мили».
Скромный прогноз

Инвестиционная компания Invest Era, являющаяся акционером публичного сервиса кикшеринга Whoosh, выяснила планы оператора на 2024 год и дала прогноз с учетом точек роста и ожидаемых издержек.

Прошлогодняя динамика сочетается с прибыльностью – коэффициент цены\прибыли (P/E) по итогам 2023 года равен 8. Forward P/E на 2024 год оценивается только в 6. Это в несколько раз дешевле вышедшего на IPO «Делимобиля», пояснил аналитик и совладелец Invest Era Артём Николаев в беседе с PRO Шеринг. При этом он напомнил, что в сегменте кикшеринга Whoosh единственная публичная компания, поэтому оценивать P/E логично с учетом темпов роста. И 8 P/E в сочетании с 20% темпами роста – это низкая оценка.

«При оценке операционных показателей компании на 2024 год, мы видим динамику от 25% и выше, но ниже прошлогодних 50-60%. В Whoosh нам озвучили прогноз – от 20% и выше», – рассказал глава Invest Era.

В кикшеринге порталу PRO Шеринг подтвердили заявленный прогноз – свыше 20%, но более точные показатели называть отказались.

По оценкам самих операторов, среднегодовые темпы роста рынка кикшеринга в денежном выражении на 2023-2025 года оценивались в пределах 28%-74%. Исходя из этих данных, в прошлом году Whoosh рос синхронно с рынком, что логично с учетом его доли в 50%.

Напомним, что в ноябре 2023 года общая выручка «ВУШ Холдинг» составила 9,48 млрд рублей, показав +66% к аналогичному периоду 2022 года, согласно отчету отчет МСФО по итогам III кв. и 9 месяцев 2023 года. Прибыль в 3,1 млрд рублей увеличилась на 89,3%, EBITDA составила 4,9 млрд рублей, дав прирост в 48,6%.

Стоимость акции WUSH составляла на ноябрь 2023 года 234,96 рубля на бирже, а на 13 февраля оценивалась в 256,99 рублей. Компания утвердила в прошлом году обратный выкуп акций, а совет директоров и акционеры одобрили дивиденды в ноябре в размере 10,25 рублей на акцию (более 35% чистой прибыли). 

На сколько накатал рынок

Кикшеринг Whoosh входит в тройку лидеров своего сегмента, занимая при этом, около 50% в денежном выражении. Его конкуренты – крупнейшие игроки на рынках ИТ и телекоммуникаций. «Юрент» по разным оценкам экспертов по итогам 2023 года занимает долю в 30-40%, а «Яндекс Go» порядка 20%. МТС, который в январе 2024 года стал ключевым акционером «Юрента», планирует вывести свой актив к 2027 году на долю в 40-45%. Также телеком-оператор хочет в 2024 году увеличить парк «Юрента» со 100 тыс. до 150 тыс. самокатов и предложить «ряд новых решений в области городской мобильности». Помимо этого, «Юрент» развивает франчайзинговую модель.

На топ-3 компаний приходится 90-95% рынка, остальное делят между собой региональные операторы. Если объем рынка в 2022 году оценивался в 13,3 млрд рублей, то по итогам 2023 года эксперты называют цифры в 16-20 млрд рублей. Прогноз на 2025 год – 39 млрд рублей, а к 2027 году аналитики МТС предрекают 60 млрд рублей.

Точки роста

Российский сегмент кикшеринга имеет растущий «адресный» рынок. По мнению аналитиков Whoosh, он будет расти как минимум до 2029 года.

Так, по оценке аналитиков Б1 (бывшая Ernst &Young), в России в год совершается порядка 64 млрд коротких поездок (до 8 км) на разных видах транспорта общего пользования. Эксперты Б1 считают, что минимум 5% может перейти на кикшеринг, то есть около 3 млрд поездок. Если учесть, что сервисы самокатов вместе дали чуть больше 200 млн поездок в 2023 году, а на Whoosh пришлась половина, то потенциал у компании высокий. Сейчас электросамокатами пользуется порядка 25% взрослого населения крупных городов, при потенциале в 50%.

Другим элементом сильной бизнес-модели в Whoosh считают низкую себестоимость самокатов в 1 тыс. долларов, которые окупаются через 3 года, а работают от 5 лет и больше, сказал Артём Николаев.  

Для снижения издержек компания вносит технические улучшения в базовую модель. Например, сейчас проходят полевые испытания новые аккумуляторные батареи, разработанные инженерами компании летом 2023 года. Аккумуляторы собственной разработки имеют емкость почти в два раза больше импортных, заряжаются в два раза быстрее аналогов, а также обладают интерфейсами для удаленного сбора данных, сообщал в конце октября 2023 года сооснователь и технический директор Whoosh Егор Баяндин.

В Whoosh редакции PRO Шеринг подтвердили стратегию на импортозамещение. «Мы готовимся к разработке собственного самоката и это наш вектор развития. Поэтапно локализуем производство некоторых деталей, что поможет нам, лучше контролировать процесс и приблизит к разработке собственного устройства», – пояснила Анастасия Шевченко.

Закон и импортозамещение

Нежелание Whoosh озвучивать прогноз на 2024 год, может быть связано с предстоящим вложением в собственные самокаты. Даже если оператор запустит производство в феврале, то не успеет выпустить новые самокаты к летнему сезону 2024 года, что позволило бы, быстрее окупить вложения. Примерный производственный цикл электросамоката от разработки до выхода с конвейера – составляет порядка полгода, рассказали PRO Шеринг представители одного из российских производителей самокатов «Экоскат».

Также неопределенности добавляют предстоящие правовые изменения.  Ряд инвесторов полагает, что у средств индивидуальной мобильности (СИМ) есть риски ужесточения правил, отметил глава инвесткомпании. В октябре PRO Шеринг писал о дорожной карте от Правительства РФ по регулированию развития СИМ. В документе заложено «долгосрочное плановое создание и развитие инфраструктуры СИМ, позволяющее разделить потоки пешеходов, СИМ и велосипедов». Это может привести к запрету передвижения по тротуарам на самокатах, которым будет отведены специальные дорожки. На создание дополнительной инфраструктуры может понадобиться время, а сокращение маршрутов ударит по числу поездок.

«В Whoosh считают, что будет происходить не ужесточение, а создание регламентов, а значит, признание СИМ как важного участника дорожного движения. Поддержку оказывают и отдельные города, в частности, Москва видит в СИМ дополнительное средство борьбы с пробками», – пояснил Артём Николаев.   

Еще один проект Whoosh – экспансия в Южную Америку, где оператор открыл прокат в Чили, Бразилии и Перу, говорит о потенциале компании, но не дает понимания рисков. В сервисе отказались озвучивать цифры, пояснив, что «это наш эксперимент, поэтому пока изучаем рынок и его специфику».

Автор: Денис Кунгуров

Фото: Adobe Stoke