аналитикаглавноеновости

Микромобильность сократит личный транспорт

Мобильность вступает в новую эру инноваций. Аналитики McKinsey изучили региональные тенденции по всему миру, оценив изменения, которые трансформируют этот сектор к 2035 году.
Машины захватили планету

Мобильность – один из самых востребованных секторов, поскольку стартапы и традиционные производители оборудования постоянно разрабатывают новые технологии и варианты транспортировки. Однако приток инновационных решений еще не решил проблему перегруженных дорог, и почти каждая страна ощущает это. Водители в Мюнхене тратят в среднем 87 часов в пробках каждый год; в Лос-Анджелесе – 19 часов.

В настоящее время во всем мире используется 1,3 млрд автомобилей, и многие из них находятся в частной собственности. В США на 1 тыс. человек приходится 868 автомобилей, в Норвегии – 635, в Мексике – 391. Для сравнения, в Китае на 1 тыс. жителей приходится всего 219 автомобилей, но на дорогах по-прежнему насчитывается более 300 млн транспортных средств. 

Частные транспортные средства способствуют заторам на дорогах, поскольку они обычно вмещают меньше пассажиров, чем общественный транспорт или другие варианты совместного транспорта. Привлекательность частной собственности остается высокой во многих странах, несмотря на недавний рост услуг совместного использования поездок. 

Анализ McKinsey показывает, что частные автомобили используются в 45% всех поездок, опережая общественный транспорт, микромобили (скутеры, самокаты, велосипедов и другой небольшой транспорт).

Рост числа машин побуждает девелоперов строить крытые стоянки, а властей – расширять парковочные места, поглощая дефицитные городские земли. Идет снижение зеленых зон в городах и другие места отдыха. В Соединенных Штатах, одной из стран с наибольшей зависимостью от автомобилей в мире, сейчас имеется восемь свободных парковочных мест для каждого автомобиля.

Кроме того, расширение дорог и связанной с ними инфраструктуры для уменьшения заторов вынуждает правительства тратить больше средств на техническое обслуживание и эксплуатацию.

Однако в течение следующего десятилетия экосистема мобильности, скорее всего, претерпит трансформацию, невиданную со времен зарождения автомобилестроения.

Электрификация всего мира

Одним из главных изменений станет сокращение использования личных автомобилей. 

Правительства уже принимают нормативные акты, направленные на сокращение количества транспортных средств на дорогах, чтобы уменьшить заторы и снизить выбросы вредных веществ, а потребители также отдают предпочтение более эффективным, экологичным и удобным вариантам транспортировки. 

По мере развития технологий могут появиться еще более инновационные варианты мобильности – робошаттлы (общие автономные микроавтобусы на 4-8 мест) или городские аэротакси.

В результате появится экосистема мобильности, которая будет более интеллектуальной, бесшовной и экологически чистой.

Какие же прорывные тенденции и технологии будут определять будущее мобильности, и какое влияние они окажут на весь мир?

Центр мобильности будущего McKinsey проводит ежегодный опрос потребителей, в ходе которого рассматриваются четыре основные тенденции:

  • автономное вождение,
  • электрификация,
  • подключение,
  • совместная мобильность. 

Многие респонденты, участвовавшие в опросе 2022 года, заявили, что они открыты для изменения своих транспортных привычек. Рассмотрим несколько выводов:

Почти треть респондентов (30%) планируют расширить использование микромобилей. Например, электровелосипеды и электросамокаты, либо краткосрочная аренда машин (каршеринг) в течение следующего десятилетия.

Почти половина респондентов (46%) готовы заменить свои личные транспортные средства другими видами транспорта в ближайшее десятилетие.

Большинство респондентов (70%) готовы воспользоваться общим автономным шаттлом максимум с тремя другими путешественниками; в противном случае 42% этих поездок были бы совершены на личном автомобиле.


За многими из этих изменений стоит стремление к более приятному опыту передвижения. Быстрая поездка в метро за чтением книги часто превосходит час за рулем в пробке, и города, которые могут предложить такое удобство, могут увеличить пассажиропоток в метро. 

В 2020 году на транспортный сектор приходилось около 20% глобальных выбросов парниковых газов – более 40 % из общего числа поступающих от частных автомобилей. В целях продвижения более экологичного транспорта более чем в 150 городах были приняты меры по ограничению использования частных транспортных средств. Вместе с этим власти повышали осведомленность о выбросах или предоставляли финансовый стимул для использования более экологичных видов передвижения.

Некоторые региональные и федеральные чиновники принимают аналогичные нормативные акты. Вот страны с выборкой руководящих принципов и стимулов, разработанных для развития общественного транспорта.

В каких странах и как сокращают пользование личным транспортом

Китай
В рамках комплексного плана развития сети железнодорожного транспорта Пекина, столица расширяет свою систему метро. К 2035 году его общая протяженность достигнет 1625 км. Власти стремятся к тому, чтобы на железнодорожный транспорт приходилось не менее 27% всего общественного транспорта.
В Чэнду приступили к строительству крупнейшей в мире сети городских велосипедных дорожек. Их общая протяженность составит 1920 км к 2025 году и 17 тыс. км к 2040 году.

Франция

Была первой страной, запретившей полеты на короткие расстояния, если доступны альтернативные виды транспорта продолжительностью 2,5 часа или меньше.

Мэр Парижа Анн Идальго объявила о планах создать «город за 15 минут» —в котором жители смогут выполнять шесть основных функций (проживание, работа, коммерция, здравоохранение, образование и развлечения) в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде от своих домов.

Германия
Чтобы сократить использование личных автомобилей, власти города Гейдельберга запустил пилотную программу по созданию велосипедных дорожек и предоставлению бесплатных билетов на общественный транспорт, действительных в течение года, жителям, которые продают свои транспортные средства.
Немецкие штаты и федеральное правительство начала предлагать общенациональный билет стоимостью 49 евро на местный и региональный общественный транспорт в мае 2023 года.
Мюнхен объявил, что предоставит этот билет своим сотрудникам бесплатно.
Потсдам увеличивает плату за парковку до 100%, за исключением автомобилей каршеринга. Если совместное транспортное средство электрическое, оно освобождается от каких-либо сборов до 2026 года.

Норвегия

В Осло убрали многие уличные парковки в центре города, чтобы освободить больше места для велосипедных дорожек, парков и пешеходных дорожек.

Закон Норвегии об изменении климата установил целевой показатель сокращения выбросов по меньшей мере на 50-55% к 2030 году и цель к 2050 году – стать обществом с низким уровнем выбросов.

Великобритания
Соединенное Королевство инвестировало 2 млрд фунтов стерлингов в инициативы, направленные на содействие развитию велосипедного движения и пешеходного движения. Например, создание более широких тротуаров и выдвижных велосипедных дорожек. Это также побудит жителей пригородов ходить пешком или ездить на велосипедах, а не пользоваться общественным транспортом.
Министерство транспорта Великобритании планирует инвестировать дополнительные 44 млрд фунтов стерлингов с 2024 по 2029 годы в эксплуатацию, техническое обслуживание и расширение железнодорожной системы Великобритании.

США

Сан-Франциско отменил минимальные требования к парковке, поскольку было доказано, что такие рекомендации увеличивают трафик и выбросы вредных веществ. Городские власти также могут выделить определенные полосы для транспортных средств с совместным использованием (самокаты, велосипеды), чтобы способствовать развитию этой возможности передвижения.

Двухпартийный закон США об инфраструктуре 2022 года предусматривает ежегодный взнос в размере 1,44 млрд долларов в фонд «Транспортные альтернативы». Фонд, предназначенный для поддержки государственных и местных проектов по созданию пешеходной и велосипедной инфраструктуры, среди прочих улучшений до 2026 года. Это почти вдвое больше, чем ежегодные инвестиции в размере 850 млн долларов, сделанных с 2018 по 2020 годы.

Инновационный транспорт

Некоторые новые тенденции в области мобильности и автомобильные технологии, особенно передовые аккумуляторы для электромобилей (EV), часто попадают в заголовки газет. Другие появляются более незаметно, но могут оказать не менее значительное влияние на мобильность в будущем.

Легковые автомобили в Европе и Северной Америке будут иметь большее количество функций автоматизации третьего и четвертого уровней, что сделает их высокоавтоматизированными или способными самостоятельно передвигаться по автомагистралям к 2025 году. Крупные городские районы, такие как Пекин, Лондон и Нью-Йорк, могут стать ведущими рынками для автономных транспортных средств общего пользования, учитывая большой пул потенциальных клиентов в этих местах.  

Сегодня мировой рынок микромобилей оценивается примерно в 180 млрд долларов. Анализ McKinsey показывает, что к 2030 году его стоимость может более чем удвоиться и составить около 440 млрд долларов.  

Интермодальные поездки предполагают более одного вида транспорта. Уже начинают появляться платформы, которые объединяют все возможные комбинации мобильности для конкретного маршрута, позволяя путешественникам легче планировать свои поездки. Приложение Jelbi, например, показывает возможные маршруты с использованием различных видов мобильности, а также их время и стоимость.   Совместная мобильность находится на подъеме, поскольку потребители ищут удобные, экономичные и устойчивые варианты транспортировки. Этот сегмент может принести до 1 трлн долларов дохода к 2030 году.  

Изображение: McKinsey