Побочные эффекты от «лечения» импортозамещением ИТ-отрасли
В ходе импортозамещения в ИТ-сфере, помимо роста доли отечественных ПО-продуктов заметны и негативные результаты – рост инсорсинга в корпорациях. Разработанные ими продукты не предназначены для конкуренции на глобальном рынке, а потому будут только из года в год терять конкурентоспособность.
Об этом сообщил 5 марта в ходе пресс-конференция РУССОФТа «Два года жизни в новой геополитической реальности. Итоги и перспективы для ИТ-отрасли» президент ассоциации Валентин Макаров. Он спрогнозировал, что информационные центры компетенций (ИЦК) хоть и приведут к росту импортозамещения, но не дадут технологического суверенитета.
Валентин Макаров, РУССОФТ:
ПО-продукты должны разрабатывать ИТ-компании, имеющие опыт производства и продажи своих продуктов на мировом рынке. Для решения этой задачи важна поддержка государства
«Во-первых, это касается продления льготы по налогу на прибыль, так как для большинства компаний это единственный источник средств для развития. Во-вторых, экспорт ИТ-компьютерных услуг (это и есть экспорт ПО) должен получить бюджет и стать одним из приоритетов национального проекта «Экономика данных», а ИТ-компании могли получать поддержку наравне с экспортерами товаров», – пояснил президент РУССОФТ.
Со стремительным ростом отечественных ИТ-вендоров, возник дефицит кадров, который не должен помешать цифровизации госсектора и критической информационной инфраструктуры (КИИ), сообщила на встрече исполнительный директор компании по защите данных «Киберпротект» Елена Бочерова.
«За два года рекордное число разработчиков ПО перешли из разряда малых и средних компаний в крупные. Эта новая для рынка ситуация, с которой предстоит работать как бизнесу, так и государству», – описала перспективу эксперт.
Из-за того, что бизнес решает проблемы масштабирования в ходе роста, конкуренция за кадры становится более острой.
“Государству предстоит выдержать темп импортозамещения в госсекторе и КИИ, поддерживать ИТ-отрасль с учетом сложившейся ситуации. И общая задача — в долгосрочной перспективе обеспечить ИТ-кадрами как разработчиков, так и заказчиков ПО, в этом свете участие отечественного бизнеса в образовании становится обязательным”, – считает Елена Бочерова.
Заместитель генерального директора по науке «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров отметил, что программные решения на базе ИИ, как и прикладное ПО, необходимо законодательно классифицировать.
В свое время этого не было сделано в российской технологии информационного моделирования (ТИМ), что приводит к дублированию ПО-разработок и, как следствие, неэффективному расходованию государственных средств, рассказал порталу PRO Шеринг Михаил Бочаров.
Несмотря на то что западные зарубежные BIM-технологии в том или ином формате все еще присутствуют на нашем рынке, отечественные разработчики успешно решили задачи импортозамещения инженерного ПО для этапа проектирования, отметил он. На очереди – развитие решений для этапов строительства и эксплуатации, а также выстраивания цифровой вертикали, резюмировал Михаил Бочаров.
Разработчик автоматизированных контактных центров для бизнеса компания Naumen сообщила о росте спроса решений для управления ИТ-службой (ITSM) и кол-центров. В результате выручка по итогам 2023 года выросла у компании на 40%.
С 2019 года компания оснастила каршеринг BelkaCar и «Делимобиль» своими ИТ-решения по автоматизации кол-центров. Проектирование и внедрение системы на базе Naumen Contact Сenter в BelkaCar проводилось с учетом требований повышенной отказоустойчивости и возможности восстановления работоспособности контакт-центра в случае сбоев. Все серверы, участвующие в обработке телефонных вызовов, продублированы резервными серверами. В случае выхода из строя аппаратной части мастер-сервера обработка соответствующих задач автоматически передается на резервный сервер.
Обработка входящих телефонных обращений производится как с участием оператора, так и в режиме IVR. Длина очереди регулируется автоматически, в зависимости от количества вызовов, расчетного времени ожидания, средней скорости ответа, времени суток, и т.п. Операторы видят, сколько обращений стоит в очереди, сколько времени ожидает самое раннее обращение. Если расчетное время ожидания ответа слишком велико, система автоматически предложит заказать обратный звонок или перезвонить позже.
За прошедший год на рынок также вышли пять новых продуктов и технологий от Naumen, среди которых платформа синтеза и распознавания речи Speech AI, система речевой аналитики Conversation Intelligence, сервис голосовых роботов для автоматизации обзвонов с посекундной тарификацией Erudite VoiceOut, рассказал генеральный директор компании Naumen Игорь Кириченко.
Фото: РУССОФТ, ТАСС