ИТ для шерингакикшеринг

Путь, который построил кикшеринг

Региональные и федеральные власти активно взялись за кикшеринговые компании, чьи самокаты стихийно паркуют пользователи по всем улицам. Помимо судебных исков, градоначальники создают местные законопроекты, ограничивающие парковки и скорость электросамокатов. Кикшеринговые компании считают, что созданием инфраструктуры необходимо заниматься сообща. Эксперты уверены, что ограничения на скорость и места парковки должны быть прописаны в законах на федеральном уровне.
Кто построит инфраструктуру?

Кикшеринговый федеральный оператор Urent уже установил 500 парковок в Подмосковье и 1 тыс. специальных зон создается в нынешнем сезоне в Москве. Строительство инфраструктуры должно осуществляться совместными усилиями бизнеса и государства, при соответствующем интересе городов мы всегда готовы участвовать в подобных проектах, сообщили в Urent порталу PRO Шеринг. В пресс-службе отметили, что компания участвует в развитии инфраструктуры для микромобильного транспорта в большинстве городов присутствия.

К решению проблемы нужно подключаться городским властям и развивать инфраструктуру, считает генеральный директор региональной общественной организации (РОО) содействия предупреждению дорожно-транспортных происшествий «Союз безопасности дорожного движения» (СБДД) Московской области Светлана Заболоцкая. Если уж есть подобный транспорт, то придется строить для него дороги и организовывать полосы движения, отметила она в беседе с PRO Шеринг. Легче запретить, но одними запретами ничего не решишь, просто будет иллюзия решенного вопроса, а на деле все останется, как и было, уверена эксперт.

Светлана Заболоцкая, СБДД:

На первое время муниципальные комиссии по потребительскому рынку могли бы взять на себя сдачу в аренду под сезонное использование (торговлю) места под кикшеринг. В договорах вполне можно прописать все условия работы, включая требования к оборудованию парковок и вопросы безопасности и обучения.

Кикшеринговые операторы заверяют, что прилагают максимум усилий, чтобы дисциплинировать своих клиентов. Например, в городах своего присутствия кикшеринг Whoosh разрешает заканчивать аренду самокатов только на виртуальных парковках – в особых точках, отмеченных на карте в приложении знаком «Р», рассказали в пресс-службе Whoosh порталу PRO Шеринг.

Виртуальные парковки расположены так, чтобы самокаты не мешали движению пешеходов и автомобилей. Повышению порядка на улицах города, в том числе в местах парковки самокатов, должна служить специальная разметка, чтобы пользователи могли оставить устройство в положенном месте, не создавая помех для пешеходов и других участников движения. Строительство же физических парковок может повлиять на внешний облик улиц, в частности в исторических центрах российских городов. Обозначение специальной разметкой места для парковки было бы соломоновыми решением для большинства городов, считают в компании Whoosh.

Светлана Заболоцкая подтвердила, что в настоящее время операторы размещают самокаты в городах на т.н. «виртуальных» парковках, не требующих установки физических конструкций (стоек) и, только кое где начинается их возведение. Она также отметила, что в Московской области в 2022-2023 годах планируется установить единые правила работы операторов кикшеринга.

Ограничивают как могут

Все самокаты Urent имеют автоматические ограничения по максимальной скорости – она не превышает 25 км/ч, в отдельных городах 20 км/ч (например, в Петербурге, Казани, Новосибирске), рассказала PRO Шеринг пресс-секретарь сервиса кикшеринга Urent Алёна Сухаревская.

Оператор ввел «медленные зоны», где в связи с высоким пешеходным трафиком скорость электросамокатов ограничена до 5-15 км/ч, присутствуют во всех городах.

Ограничение скорости происходит на уровне ПО в привязке к геолокации, следовательно, при въезде в такую зону скорость автоматически снижается, обмануть этот механизм невозможно. Медленные зоны обозначены на карте города в приложении сервиса.

Алёна Сухаревская, Urent:

– Мы со многими властями в регионах в диалоге и сами заинтересованы в том, чтобы самокаты были безопасным транспортом для городов, поэтому обсуждаем участки для медленных зон, общего ограничения скорости. Такие технологии есть только у шеринговых компаний, но нет у частных самокатов. Они и превышают скорость, и пользователи ведут себя безответственно.

В регионах власти стремятся ограничить скорость электросамокатов для безопасности. Но все ли операторы могут изменить конфигурацию в программном обеспечении самокатов, и нужно ли для этого привлекать ИТ-компании?

Кикшеринговые компании, которые имеют расширенный контроль над устройством, например, сервис Whoosh, могут ограничивать и уже ограничивают скорость самокатов, поясняет в беседе представитель сервиса.

Каждый самокат Whoosh оборудован специальным IoT-модулем (Internet of Things, от английского интернет вещей), который позволяет контролировать и управлять устройством.

«В России максимальная скорость самокатов Whoosh составляет 20-25 км/ч, также мы вводим ограничения по скорости в людных местах до 10-15 км/ч. Есть и запрещенные для езды зоны, заезжая в которые, самокат останавливается», – рассказали в пресс-службе.

Что касается частных самокатов, на которые приходится подавляющее большинство аварий с участием самокатов, согласно отчету ГИБДД по аварийности за 2021 год, контролировать скорость частных устройств кикшеринговые компании не имеют возможности.

Светлана Заболоцкая говорит, что пока законодатель решает отнести ли СИМ к транспортным средствам либо признать их пешеходами и встроить в поток, я считаю, что уже сегодня, пользуясь СИМ необходимо учитывать, что:

  • если самокат имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 250 Вт – то приравнивается к пешеходу;
  • если он имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, а развиваемая скорость не более 50 км/час – то официально это уже мопед, то есть нужны права категории М и шлем, а управлять им можно с 16 лет.
  • если развиваемая скорость более 50 км/час – то это уже считается мотоциклом, нужны права категории А и шлем, а ограничение по возрасту – от 18 лет.
Культурный заезд

Важно повышать культуру безопасных поездок на электросамокатах, понимание правил движения среди пользователей, в этом году мы уделяем этому еще более пристальное внимание, говорит представитель Urent.

Сервис создал в своем приложении аренды обучающие материалы, где рассказывает о базовые правилах использования самокатами.

«В этом году мы продолжаем программу, в рамках которой во многих городах, где работает сервис, присутствуют наши консультанты безопасности.  Задача консультантов безопасности провести инструктаж по действующим правилам дорожного движения, рассказать о правах пользователя самоката, где нужно ездить, а где это делать нельзя. Также консультанты рассказывают пользователям об условиях парковки в городе», – пояснила она.

Кроме этого, мы проводим различные мероприятия в городах по обучению пользователей безопасности с ГИБДД и самостоятельно, сказал Алёна Сухаревская.

Аналогичный вклад Whoosh в решение этой проблемы заключается в том, что второй год подряд сервис формирует культуру безопасного и этичного управления самокатом, рассказали в пресс-службе.

Whoosh, пресс-служба:

На сайте и в приложении любой пользователь может бесплатно пройти онлайн-школу вождения, а летом этого года в 30 городах России мы запускаем очную школу вождения, где любой желающий может потренироваться с инструктором на настоящем самокате.

Денис Измайлов                    Изображение: PRO Шеринг