Риски сбора биометрических данных каршерингом
С марта 2022 года каршеринги могут начать сбор биометрических данных клиентов для защиты от использования левых аккаунтов. Правда, пока нет гарантий, что биоданные не утекут на черный рынок к преступникам.
Вырастут ли цены за сбор биоинформации
С 1 марта 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ, позволяющее операторам каршеринга и такси собирать биометрические данные своих клиентов и сотрудников. Документ был опубликован в конце октября на официальном портале правовой информации.
Эксперты отмечают, что компании по краткосрочной аренде автомобилей технически уже готовы к процедуре, поскольку не первый год собирают биоданные при регистрации в виде фотографии с паспортов. Несложно будет внедрить в приложение функцию фиксации отпечатков пальцев, которые дополнят картину.
При этом участники рынка и аналитики расходятся во мнении – приведет новая схема к удорожанию услуг или нет. Сторонники роста цен считают, что компаниям придется тратиться на разработку софта, а также сбор и хранение и информации.
Противники же, считают, что усиление контроля покроет все затраты. Биометрия позволит быстро идентифицировать пользователей и пресекать езду под чужими аккаунтами, которая нередко приводит к авариям и затратам на ремонт автомобилей за счет операторов. Как правило, водители под чужими аккаунтами всегда скрываются с места ДТП. По различным оценкам аналитиков купленные аккаунты используют 20-25% пользователей каршеринга.
Куда могут утечь биоданные клиентов
Сейчас каршероводы и таксисты имеют лазейку для передачи управления другому человеку (видеокамеры стоят только в машинах бизнес-класса). Таксисты нередко переключаются между агрегаторами для большего заработка, отдают управление машиной своему коллеге. Недобросовестные каршероводы покупают аккаунты, когда их блокируют за езду с нарушениями.
С другой стороны, существует риски утечки биометрических данных на черный рынок, который также приведет к всплеску продаж аккаунтов с биометрией. При этом, человек не сможет изменить свою биометрию, как это делается с паролями, если взламывают его личный кабинет. О таких последствиях в октябре предупреждала глава компании по кибербезопасности InfoWatch Наталья Касперская, призывая людей не сдавать свои биоданные, пока не будет гарантий от компаний о защите столь ценной информации.
Пока остается открытым вопрос – смогут ли клиенты каршерингов выбирать – сдавать биометрию или нет при использовании машин.
Напомним, что сбор биометрии через государственную Единую биометрическую систему (ЕБС) осуществляют банки. К началу 2020 года в системе было 160 тыс. слепков. В 2021 году Минцифры предложило расширить сферы применения ЕБС, включив в них пропуск в здания и аутентификацию таксистов и каршероводов.
Изображение: сайт cifrolag.net