Робокапсулы для совместных поездок
Представьте себе мир, в котором общественный транспорт адаптирован под ваши индивидуальные потребности. Вы вызываете беспилотную капсулу, которая выполняют функцию такси для совместных поездок, и она доставляет вас прямо до двери вашего дома или офиса, без остановок и пересадок. Уже завтра это станет возможным, благодаря развитию персональных систем скоростного транспорта (PRT). О робокапсулах, как части умного мобильного города, читателям Financial Times рассказал глава инвестиционного фонда Khosla Ventures, миллиардер Винод Косла.
Транспортный коллапс
Совсем недавно компания Tesla Илона Маска представила свои амбициозные планы по внедрению автономных роботакси, в то время как Waymo, дочерняя структура Alphabet, уже успешно тестирует подобные системы в ряде американских городов. Однако многие из этих инициатив рискуют оказаться лишь усугублением существующих проблем: увеличением числа автомобилей на уже перегруженных улицах. Текущие решения, такие как Uber, не учитывают важнейший аспект — необходимость создания выделенных полос для общественного транспорта.
В середине XX века США сделали выбор в пользу автомобилизации, что привело к созданию обширной сети автомагистралей и росту пригородов. Однако это решение обернулось проблемами: к 2030 году ожидается, что 60% населения мира будет жить в городах, что ставит под угрозу существующую инфраструктуру. Увеличение числа автомобилей лишь усугубляет ситуацию, снижая пропускную способность улиц.
Системы общественного транспорта, такие как легкорельсовые и тяжеловесные поезда, требуют значительных инвестиций и зачастую оказываются неэффективными при низкой заполняемости. По данным исследований, электрические рельсовые системы на северо-востоке США выбрасывают больше углекислого газа, чем бензиновые автомобили. В условиях непиковых часов заполняемость пассажирских поездов составляет лишь 30-40%.
В отличие от этого, автономные электромобили могут продемонстрировать значительно более низкое энергопотребление на одного пассажира. Например, для электромобиля, перевозящего четырех пассажиров, этот показатель может составлять всего 50 ватт-часов на километре, что в разы меньше, чем у высокоскоростных поездов.
Умный программируемый транспорт
Ключевым преимуществом PRT является их способность передвигаться по узким выделенным полосам, которые могут быть сравнительно небольшими — шириной с велосипедную дорожку. Это позволит избежать дорогих и неудобных расширений улиц. Стоимость проезда также будет значительно ниже по сравнению с личными автомобилями и высокоскоростными поездами.
С учетом всех этих факторов становится очевидно: для решения транспортных проблем городов необходимо переосмысление подхода к общественному транспорту. Инвестиции в системы PRT могут стать тем самым шагом вперед, который позволит создать более устойчивую и эффективную транспортную инфраструктуру, соответствующую требованиям современности.
Переход на системы персонального скоростного транспорта (PRT) и автономные роботакси может стать ключевым решением для многих городов, стремящихся улучшить свои транспортные системы без огромных затрат на инфраструктуру.
Одним из основных преимуществ PRT является их возможность интеграции в существующую городскую инфраструктуру, что позволяет значительно сократить время и средства на строительство. Вместо того чтобы прокладывать новые железнодорожные пути или расширять дороги, можно использовать уже имеющиеся маршруты или создавать легкие направляющие, что делает такие проекты более доступными для городов с ограниченными бюджетами.
Системы PRT также предлагают гибкость, которая необходима в условиях современных городов. Они могут легко адаптироваться к изменяющимся потребностям пассажиров, обеспечивая услуги «от точки к точке» и уменьшая время ожидания. Это особенно важно в часы пик, когда традиционные системы общественного транспорта могут не справляться с увеличенным потоком пассажиров.
Кроме того, использование автономных транспортных средств снижает необходимость в водителях, что не только уменьшает затраты на эксплуатацию, но и может повысить безопасность на дорогах. Автономные технологии могут минимизировать человеческий фактор, который часто становится причиной аварий и инцидентов.
Как вы отметили, стартапы вроде Glydways уже делают первые шаги к внедрению таких систем. Однако важно, чтобы таких инициатив было больше, а также чтобы они получали поддержку со стороны государственных структур. Правительства могут играть ключевую роль в финансировании и стимулировании разработки PRT-систем, что позволит создать более устойчивые и эффективные транспортные решения.
В конечном счете, переход на PRT и автономные роботакси может не только улучшить качество жизни в городах, но и способствовать снижению уровня загрязнения и уменьшению пробок. Это шаг к более устойчивому будущему, где транспорт будет доступен, удобен и экономически целесообразен для всех.
Материал подготовил Павел Паршков
Фото: www.businessinsider.es