«Вузы нуждаются в колоссальной поддержке со стороны вендоров»
ИТ-образование начинает проникать в каждую специальность и каждый вуз, вплоть до школьных программ. Изучать отечественные программные решения учащиеся могут как на новых цифровых факультетах, так и факультативно, включая онлайн формат. О том как признанные российские вендоры успешно заменяют ушедшие западные ПО, почему без ИТ-навыков трудно даже в строительстве и зачем аграрным вузам информационное моделирование, – рассказал руководитель направления по работе с учебными заведениями «СиСофт Девелопмент» Сергей Галкин.
Из вуза с дипломом вендора
– В нынешнем году на волне популярности ИТ-специальностей вузы стали запускать новые специальности, включая направление по информационному моделированию. Как вы оцениваете динамику роста ИТ-кадров в этом направлении?
– Последние годы мы видим активную позицию государства, в частности Минцифры, по поддержке ИТ-отрасли, включая кадровую политику. Как ранее сообщал глава Минцифры Максут Шадаев, с 2022 года кратно выросло число мест в вузах по ИТ-специальностям, запущена и продлена ИТ-ипотека, которая привлекает молодежь в отрасль. В том же году запущены цифровые кафедры в вузах. В начале сентября в ходе международного форума Kazan Digital Week 2024 министр сообщил о планах запуска программы углубленной подготовки разработчиков международного класса для развития технологического потенциала страны, а также создание междисциплинарной программы для подготовки инженеров в сферах искусственного интеллекта и робототехники.
Отечественные ИТ-вендоры уже работают на опережение в реализации части задач. Например, Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом (СПбГАСУ) реализуется программа дополнительного профессионального образование по информационному моделированию. Участникам курса может стать любой человек из любого города страны благодаря онлайн формату обучения. Процессом обучения предусмотрено создание, типового проекта на базе самых современных решений в области ТИМ: это программные продукты линеек nanoCAD, Model Studio CS и CADLib. При этом, при успешной сдаче тестов участники получают не только диплом вендора, но и удостоверение государственного образца от СПбГАСУ. Первый опыт оказался крайне успешным, и уже 8 октября запускается новый поток онлайн-курса «Информационное моделирование в строительстве 2.0».
Мы видим рост не только числа студентов в строительных, технических вузах, но и появление новых факультетов по ИТ-направлению во многих вузах и ссузах. Растёт как число новых цифровых профессий, так и сфера применения информационного моделирования в самых разных отраслях.
– Интересно, какие специальности теперь нуждаются в информмоделировании, и не останутся ли «за цифровым бортом» новые территории России?
– Мы работаем со всеми регионами, где есть технические вузы и где актуален прикладной софт. Сейчас активно подключается Луганск, Донецк, Мариуполь. Есть успешные примеры международного сотрудничества в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Приднестровской Молдавской Республике.
Министр Максут Шадаев на Kazan Digital Week 2024 сообщил о возможности получения ИТ-специальности для студентов нетехнических направлений и внедрении программы дополнительного обучения (ДПО) робототехнике для школьников. Сегодня в любой сфере требуются ИТ-знания. По нашему направлению деятельности такие навыки просто жизненно необходимы, ведь информационное моделирование является фундаментом современной стройки. Для примера: знаете сколько специальностей так или иначе могут и должны изучать наши продукты в аграрных вузах? От 40 до 60%! Понятно, что с разной степенью погружения, но тем не менее. А что уж говорить про специализированные строительные и технические вузы…
Санкционное ПО, как чемодан без ручки
– Ряд вузов продолжает обучать студентов на западном софте для проектирования и строительства, хотя он запрещен самим же Западом. С чем связана инертность вузов и какой выход вы видите?
– Действительно, западное ПО нельзя использовать, поскольку официальные лицензии в России больше не работают. Одна из очевидных причин использования зарубежного прикладного софта, например, AutoCAD, связана с большой инертностью системы образования. За многие годы написаны множество дидактических, практических материалов, созданы учебники и записаны видеоуроки. Конечно их нельзя одномоментно переделать – это большие затраты, прежде всего временные.
Именно поэтому, важно чтобы ИТ-вендоры понимали, что вузы сейчас нуждаются в колоссальной поддержке со их стороны. Нам всем вместе необходимо в очень короткий срок пересмотреть рабочие программы дисциплин, и внести туда корректировки с учётом применения отечественного ПО, а где-то с нуля написать разделы по цифровизации: иногда их просто нет ни на каком ПО. В связи с этим, наша компания сейчас активно работает именно с кафедрами и сотрудниками вузов, которые отвечают за разработку и внедрение новых программ.
При этом надо отметить, что промышленность достаточно быстро перестроилась на отечественный софт. Была некоторая инерционность у гражданских девелоперов, но сейчас пришло понимание, что им в любую минуту могут заблокировать весь рабочий процесс, примеров уже множество. Поэтому и образованию тоже нужно активно перестраиваться.
– Сколько еще времени понадобится для полного перехода вузов на российские аналоги прикладного ПО?
– Если говорить о легальной стороне, я думаю, что 100% замещения ПО для информационного моделирования в строительстве удастся достигнуть в вузах и сузах уже через год. Лицензий на импортное ПО формально уже нет, но минимум год потребуется на изменение и адаптацию рабочих программ дисциплин. Важно понимать, что на этом работа разработчиков в образовании не закончится – необходимо помочь преподавателям выстроить полноценный учебный процесс для овладения новыми технологиями.
– Насколько удалось увеличить число учебных учреждений, с которыми вы сотрудничаете?
– На сегодня наша компания работает с сотнями организаций страны, я даже Вам не скажу точную цифру, так как запросы на интеграцию нашего ПО идут постоянно. Это десятки тысяч лицензий ежегодно, которые мы передаем бесплатно, как вузам, так и преподавателям, и студентам. Были случаи, когда приезжаешь на первую встречу в вуз, познакомиться и обсудить пути сотрудничества, а у них уже полноценно развёрнуты и внедрены наши продукты, написаны методические материалы, студенты учатся. Приятно посмотреть!
Одновременно с выдачей лицензий ведется обучение преподавательского состава, мы оказываем помощь с внедрением и разработкой новых учебных методических материалов.
– У вашей образовательной программы есть конкурентное преимущество перед остальными вендорами?
– Конечно, в первую очередь оно базируется на качестве наших программных решений. Их выбрали практически все системообразующие корпорации страны. А это крупные работодатели. Поэтому изучая наши продукты в институте, студент практически обеспечивает себе хорошее трудоустройство в дальнейшем.
Сама же образовательная программа базируется на глубине и качестве системной подготовки, в первую очередь преподавателей, чтобы они могли переходить на новый уровень, который позволит обеспечить современную и, главное, массовую подготовку специалистов.
Немало внимания уделяем обучению учащихся средних специальных учебных заведений (СПО). Ввиду особенности образовательной системы освоение материала у них проходит в более короткие сроки, но сразу с погружением в реальные практические задачи. Такие специалисты тоже жизненно необходимы отрасли, без них можно даже не говорить о полноценном внедрении ТИМ. Такой, комплексный, подход позволяет обеспечить наших заказчиков квалифицированными кадрами, которые смогут сразу приносить пользу своему работодателю.