Выгодна ли покупка автомобиля из каршеринга
Какие подводные камни ожидают покупателей при выборе машины с пробегом из каршеринга. Низкая цена за трехлетний автомобиль против рисков плохого состояния и скрученного пробега.
Кому крутят пробег
Специалисты РЭУ им. Г. В. Плеханова изучили предложения на вторичном рынке РФ и назвали модели, у которых чаще всего скручивают пробег. Среди них оказались машины из компаний по краткосрочной аренде. Выгодна ли покупка автомобиля из каршеринга? Редакция PRO Шеринг постаралась найти ответ, взвесив плюсы и минусы.
Эксперты считают, что чаще всего махинации с пробегом устраивают продавцы-перекупы корейских моделей Kia Rio, Hyundai Solaris, Kia Optima и Hyundai Sonata, чешские Skoda Octavia и Rapid, ниссановский Qashqai, Volkswagen Polo и Renault Kaptur. Большинство этим марок и моделей используются в автопарках каршеринговых компаний.
На вторичном рынке скрученный пробег имеет не менее 20% машин старше 10 лет и около 5% автомобилей до шести лет, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г. В. Плеханова Олег Чередниченко.
Автомобили из каршеринга появились на рынке автопродаж не так давно. Если они из московского каршеринга, то им будет не более трех лет. Столичные власти ввели ограничение на время и возраст использования авто. Затем автомобиль продается в автосалоны. Потребителей привлекает цена по низу рынка при достаточно хорошем внешнем виде. Тем не менее, без детальной технической проверки существуют риски купить «кота в мешке».
Как эксплуатируются машины
Основная проблема состоит в том, что машины эксплуатируют ежедневно разные люди с разным стажем. Значит и отношением к автомобилю. Использование происходит в самом тяжелом для машины режиме – городском, где есть пробки. При этом автомобили не проходят обкатку в первые 1-2 тыс. км, как обычно делает владелец авто.
Скорее всего, каршеринговые машины имеют более сильный износ по всем ходовым частям.
Многие берут авто в аренду, чтобы провести для себя тест-драйв, выжать что можно из машины и оценить ее возможности. Также некоторые эксперты считают, что автомобиль используется намного чаще, чем личный транспорт. Но весной этого года «Яндекс.Драйв» выпускал исследование, согласно которому каждая их машина за сутки проезжает около 50 км. В месяц получается 1500 км, а в год не более 20 тыс. км, что соответствует среднему пробегу любого частного авто. Правда, при росте спроса на каршеринг, машины будут чаще арендоваться, а значит проходить больший километраж. Пока же разговоры о скрученном пробеге имеют мало доказательств.
В конце 2019 года компания YouDrive («Ситидрайв») объявила о продаже своих каршеринговых машин, которые приближались к трехлетнему возрасту. Обычно операторы не афишировали ранее куда и кому они продают машины, но в этот раз пошли иным путем . Цена на автомобили Smart была меньше на 60%, чем у нового авто и предлагалась за 500 тыс. рублей, что ниже рынка для такого года и пробега. Машины можно было купить напрямую через заявку в мобильном приложении каршеринга.
Некоторые эксперты нашли множество кузовных переборов, зазорах, что может говорить о мелких или крупных ДТП.
Состояние некоторых автомобилей по салону также оставляло желать лучшего. При этом пробег был небольшой – 60-70 тыс. км за три года эксплуатации.
В 2021 году многие операторы производили замену автопарка. Например, «Яндекс.Драйв» в начале декабре менял свой питерской парк. А «Ситидрайв» в этом году закупил на смену старым новые Renault Arkana, Kia Rio, Volkswagen Polo.
Эксперты считают, что автомобили, которые скупают дилерские салоны, пойдут в регионы. Большинство операторов аренды, как и автосалоны не распространяются о происхождении машин. Покупателю говорят, что был один хозяин. И это не обман – машиной владело одно юридическое лицо.
Информацию о том, кому принадлежало авто можно найти на специализированных сайтах. Например, Авто.ру или заказать автоподборщиков. Последние берут за услуги 40-60 тыс. рублей.
Такая помощь может быть полезной, если вы решили купить машину у частника, который окажется перекупом и попытается продать вам автомобиль с темной историей.