Большие данные от самокатов
Информация с датчиков самоката позволяет аккумулировать данные о состоянии дорог, тротуаров, качестве воздуха и загруженности трафика. Шеринговые сервисы формируют аналитику из обезличенные данных, которая поможет городским властям улучшить инфраструктуру и снизить транспортную нагрузку. Какие данные пользователь создает при аренде самокатов, рассказали в ходе круглого стола руководители кикшеринга Whoosh и аналитики рынка.
Картины микромобильности
«Мы собираем большое количество данных и на их основе видим репрезентативную картину развития микромобильности в городах. Согласно нашим прогнозам, будет расти рынок мобильных устройств передвижения на 1 тыс. жителей во всех городах», – сообщил 11 сентября в Москве в ходе круглого стола «Поездки – данные – поездки: как делать город лучше» руководитель отдела эффективности городов и анализа рынков компании по аренде самокатов и велосипедов Whoosh Олег Киселёв.
Только у Woosh более 18 млн аккаунтов пользователей на 138 тыс. самокатов по всей стране. Количество поездок с 2020 года по август 2023-го выросло с 3,5 млн до 55 млн, то есть 26% населения используют электросамокаты, уточнил эксперт.
В пользу формирования картины микромобильности на основе данных самокатов говорит тот факт, что значительно выросла доля транспортной модели использования кикшеринга – от дома до офиса, от метро до работы на расстояние от 1 до 6 км. На арендованных велосипедах (велошеринг) расстояние передвижения выросло до 10 км.
Установленные датчики на самокатах позволяют считывать в пути качество покрытия асфальта, все неровности и передавать в компанию. Затем аналитика поступает в городские департаменты строительства и ремонта.
Основной источник сбора информации в самокате – это блок IoT, который включает спутниковую навигацию, GSM-модем, барометр, гироскоп, акселерометр, магнитометр. Самокат постоянно передает данные в систему в онлайн-режиме, рассказал представитель Whoosh.
Он также привел интересный факт – кикшеринг позволяет снизить трафик не только частных машин, но и арендованных. По данным ГИБДД видно сокращение поездок на каршеринге в тех районах, где появляются самокаты, сказал Олег Киселёв.
Аналитика строится на основе популярных маршрутов, мест скопления стартов и финишей, скорости движения. По словам Олега Киселёва, информация изучается на основе обезличенных данных, а не персональных.
Шеринговые шпионы
Визуально аналитика оформляется, в том числе, в виде тепловых карт по тематикам. Собранные данные помогают повысить безопасность пассажиров за счет снижения скорости в зонах некачественного дорожного покрытия. Анализ интенсивности движения подсказывает, где необходимы велодорожки для повышения безопасности движения.
Оцифровка очагов скопления или дефицита самокатов позволяет провести релокацию, ликвидировав заторы
Помимо этого, в самокатах есть датчики качества воздуха, которые передают данные один раз каждые 15 секунд. С учетом скорости самокатов это позволяет получить объективную картину экологии в городе.
Директор по развитию «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов сообщил на встрече, что их аналитические решения на основе больших данных с поездок, позволяют «оптимизировать дорожные полосы движения, качественно организовать парковочные места, создать велоинфраструктуру и создать приоритеты для общественного транспорта». В качестве примеров он привел кейсы снижения аварийности на дорогах Москвы.
На улице Бутырский Вал удалось снизить количество ДТП на 28%, на Большой Дорогомиловской – на 58%, на Остоженке – на 45%.
Не только городские власти, но и компании по аренде заинтересованы в безопасном перемещении самокатов, велосипедов по городу, поскольку это делает движение без барьерным и более быстрым, сказал Алексей Смирнов.
Совокупно анализ данных позволяет разгрузить мобильные маршруты как от легковых машин, так и от общественного транспорта. Например, было зафиксировано по выстроенной тепловой карте значительное использование самокатов в час пик утром и вечером от своего жилья до метро «Улица Дыбенко» по магистральной дороге в Москве.
Интересно, что трафик движения на кикшеринге в вечерний час пик выше, чем в утренний, отмечают эксперты.
Как оцифровать инфраструктуру
В планах сервиса Whoosh – создать единый формат данных для обмена между городами; анализировать дневную активность горожан в обезличенной форме; развивать методики и подходы к аналитике микромобильности и потребности горожан. В совокупности это позволит создавать цифровые двойники городов, совместные цифровые продукты с городом, говорит представитель сервиса.
Директор по коммуникациям компании Whoosh Елена Комойлик рассказала на встрече, что данные уже работают на развитие городов, и часть из них идет на будущее проектирование инфраструктуры.
Также взаимодействие информации внутри компании Whoosh происходит и на межгородском уровне – в регионах, где присутствует аренда самокатов.
Сегодня многие компании делают свои карты инфраструктуры города (open street maps), но только формирование такой карты под себя и свои задачи позволяет проводить необходимую эффективную аналитику, отметил Олег Киселёв.
У частных шеринговых компаний нет полной картины трафика в городе, поскольку нет доступа к динамике движения машин, общественного транспорта и пешеходов. Мы можем замерять только руками, но важно доказывать властям городов, что комплексные замеры необходимо вести, сказал эксперт.
Изображение: скриншот трансляции канала Кикшеринг Whoosh
Уведомление: Самокаты получат российский заряд - PRO Шеринг
Уведомление: Как в мире ограничивают езду на самокатах - PRO Шеринг