Каршеринг станет популярным через три года
Усиление контроля за экологией будет способствовать росту каршеринга в мире. Аналитик подсчитали, что к 2025 году эта отрасль увеличится на 22 млрд долларов. Лидерами станут Китай и Япония.
Лидеры рынка
Каршеринг станет популярным через три года. Такие данные приводят эксперты аналитического агентства Technavio в своем докладе от 1 февраля 2022 года – «Перспективы мирового рынка каршеринга 2020-2025 г.г.»
Строгие правительственные постановления в отношении контроля выбросов стимулируют рост этого рынка. Это приведет к его увеличению на 21,92 млрд долларов с 2020 по 2025 год.
Ожидается, что структура рынка останется фрагментированной в течение прогнозируемого периода. Поставщики используют различные стратегии органического и неорганического роста, чтобы конкурировать на рынке.
Одни из ключевых поставщиков каршеринговых услуг в мире:
– Beijing Xiaoju Technology Co. Ltd.,
– BMW AG,
– Carshare Australia Pty Ltd.,
– Cityhop,
– Communauto Inc.,
– Lyft Inc.,
– Mobility Cooperative,
– Modo Co-operative,
– Orix Corp.,
– Zipcar Inc.
Beijing Xiaoju Technology Co. Ltd. – компания предлагает DiDi Carsharing.
BMW AG – компания предлагает услуги каршеринга в различных странах ЕС: Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Великобритания, Финляндия и других странах.
Carshare Australia Pty Ltd. – компания предлагает услуги каршеринга в Австралии под торговой маркой GoGet.
Бизнес-сегмент – корпоративная аренда для сотрудников – в значительной степени способствовал общему росту рынка в 2020 году.
Рост мирового рынка каршеринга сдерживается ростом сервисов карпулинга (совместные поездки на машине с разделением затрат между участниками), которые очень популярны за рубежом. В последние годы количество услуг по совместному использованию поездок, предоставляемых игроками, увеличилось.
Положительное влияние на рост рынка карпулинга (райдшеринга) оказывают такие факторы, как рост цен на топливо и нехватка парковочных мест. Кроме того, рынок карпулинга растет из-за отсутствия надлежащих систем общественного транспорта в развивающихся странах. Кроме того, службы совместного использования предлагают услуги перевозки в одну и/или две стороны. Эти факторы повлияли на мировой рынок каршеринга в течение прогнозируемого периода.
Где и как будет расти рынок каршеринга
Рынок каршеринга фрагментирован множеством игроков. Аналитики считают, что быстрому росту будет способствовать консолидация и поглощения в отрасли. А также уход с рынка слабых участников.
По оценкам Technavio, среднегодовой темп роста рынка составит 16% до 2024 года. В течение прогнозируемого периода рынок продемонстрирует ускоряющийся рост в размере 7,65 млрд долларов.
Technavio:
Основываясь на анализе различных регионов и их вклада в мировой рынок, мы считаем, что Китай, США, Германия, Великобритания, Япония и Канада будут иметь самую высокую долю доходов в мире. Ожидается, что эти страны останутся крупнейшими рынками каршеринга.
Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) даст 45% роста рынка в течение прогнозируемого периода (до 2025 года). Рост этого региона можно объяснить увеличением инвестиций производителей автомобилей в каршеринг. Если мы посмотрим на рост рынка по странам, то лидерами выступают Китай и Япония.
Банк России выпустил летом 2020 года бюллетень «О чем говорят тренды», в котором привел цифры роста рынка каршеринга до 2025 в мире и в России.
Общемировая аудитория каршеринга, согласно прогнозам, вырастет к 2025 году до 36 млн человек, которые будут использовать около 427 тыс. автомобилей (по данным McKinsey). Число активных пользователей сервиса оценивалось в 3,5 млн человек на трех континентах (Европа, Северная Америка, Азия) к 2021 году.
Как развивался каршеринг в Москве и России
Россия находится в общемировом тренде – число жителей Москвы, приходящихся на один автомобиль каршеринга, уже в ближайшие несколько лет достигнет уровня мировых столиц: Торонто (498 жителей на один автомобиль каршеринга), Мадрид (500), Нью-Йорк (525). Ожидается, что через семь лет в России 10% автомобилей (примерно 200 тыс. единиц) будут покупать для использования в каршеринге. Общая численность автомобилей каршеринга достигнет 10 млн к 2040 году в мире и до 100 тыс. машин к 2023 году в России.
Число пользователей каршеринга в Москве на сегодняшний день составляет 1 млн человек. Численность населения столичного региона в возрасте 18-79 лет равна 9,9 млн человек – по данным на 1 января 2019 года. Отсюда следует, что доля лиц, зарегистрированных в сервисах каршеринга Москвы, составляет около 10% от общей численности населения города в возрасте 18-79 лет. Это говорит о возможном потенциале для дальнейшего роста представленности сервисов каршеринга среди жителей города (порядка 90% жителей столицы еще не охвачены каршеринговыми сервисами).
Типологизация пользователей каршеринга в Москве показала, что наиболее активно сервис используют лица в возрасте 21-35 лет с ежемесячными расходами на каршеринг в интервале от 1942 до 4617 руб. (от 7 до 19 поездок в месяц с помощью 2-5 сервисов каршеринга).
Учитывая возрастную структуру населения России и демографическую яму 1990-х, данная категория активных пользователей каршеринга в Москве является достаточно малочисленной (порядка 2,6 млн человек в возрасте 21-35 лет). Она составляет чуть более четверти от общей численности потенциальных пользователей услуг каршеринга (население Москвы в возрасте от 18 до 79 лет).
Это говорит о возможной необходимости проведения корректировки маркетинговой политики каршеринговых компаний с целью завоевания лояльности у лиц в возрасте старше 35 лет. Также сервисам стоит обратить внимание на причины недовольства потребителей – нехватку доступных машин и рост тарифов при высоком спросе – и использовать их как потенциал для роста, считают исследователи в Банке России.
Необходима государственную поддержку посредством субсидированных парковок – стоимость абонемента для машины каршеринга в Москве в 15 раз ниже, чем для личного автомобиля. Это тоже влияет на рост. Каршеринг имеет потенциал для снижения загруженности транспортной сети мегаполиса: около 24 тыс. машин каршеринга Москвы позволяет заменить до 150 тыс. личных автомобилей, а каждая из 12 тыс. автомобилей сервиса
«Делимобиль» эксплуатировался 10 пользователями ежедневно в 2019 году, что позволит в течение года заменить использование в столице свыше миллиона личных машин. Использование международного опыта поможет российскому каршерингу подстроиться под запросы потребителей: введение специальных тарифов на дальние поездки с оплатой не за время аренды автомобиля, а за его ежедневный пробег (по примеру США), развитие peer-to-peer каршеринга со сдачей в аренду частных автомобилей.
Тем не менее расходная часть каршеринга по выплате лизинговых платежей сохранилась, и каждая неделя простоя в локдаун 2020 года обходилась сервисам в 250 млн рублей. В первый день работы каршеринга в Москве после ослабления ограничений в аренду сроком на 5 дней было взято 1,5 тыс. машин (менее 5% от общего числа автомобилей).
Напомним, что рынок совместной аренды транспорта достиг 130 млрд долларов в 2019 году, говорится в исследовании компании McKinsey. Но пока 90% рынка приходится на сегмент такси 120-130 млрд долларов. Каршеринг от компаний и P2P-каршеринг (частных лиц) составляют меньше 10%.