Кикшеринг докатился до регуляторной дорожной карты
Чиновники и депутаты с удовольствием катаются на самокатах и с таким же удовольствием занимаются законотворчеством по ограничению кикшеринговых сервисов ради снижения аварийности. Операторы арендных средств индивидуальной мобильности рассказали на конференции «Съезда на СИМ» как они «катятся» по дорожной карте повышения безопасности и что хотят увидеть в конце пути. О результатах 2023 года в отрасли СИМ и планах на текущий год, – в репортаже PRO Шеринг.
Какое регулирование ожидает отрасль СИМ
«Участники рынка куда-то мчатся, а мы – регуляторы – пытаемся их догнать. Обязательно догоним и зарегулируем», – предупредил собравшихся на конференции «Съезд на СИМ» в ходе сессии «Состояние отрасли по итогу 2023, планы на 2024» руководитель рабочей группы по СИМ Комитета ГД по транспорту Павел Федяев.
Он напомнил, что в 2023 году появилась дорожная карт из 27 пунктов до 2025 года, а 1 марта 2023 года СИМ законодательно оформили как общественный транспорт, подпадающий под ПДД. Сейчас рассматривается внесение изменений в КоАП за административные правонарушения – езда в пьяном виде, оставление места происшествия, нарушение ПДД. Павел Федяев отметил, что над качеством законотворчества также предстоит поработать.
Павел Федяев, Госдума
К сожалению, законы для СИМ пишут те, кто не катается на средствах индивидуальной мобильности.
Представитель Минтранса призвал всех участников рынка присоединиться к нормотворчеству: «Важно, чтобы этот экологичный транспорт развивался в законодательном поле, поскольку спрос на него постоянно растет в обществе».
Действительно, за прошлый сезон было совершено более 210 млн поездок на прокатных электросамокатах, и 85% из них проходили по транспортному сценарию, сообщила модератор, глава Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
Лет 5 назад мы спрогнозировали, что будет сверхмощное развитие СИМ, и сейчас мы видим, что за этим транспортом будущее, сказал заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко.
Владимир Луговенко, Минтранс
СИМ проходит путь от транспорта «последней мили» до прямой конкуренции общественному транспорту по провозной способности и расстояниям.
При этом Владимир Луговенко обратил внимание, что в департамент приходит очень много обращений от недовольных граждан, которых, если не сбивают самокаты, то пугают, проносясь на скорости по тротуару.
«Мы рассчитываем, что с принятием поправок в КоАП, часть людей, которые нарушают, перестанут это делать, снизив аварийность. Но и этого недостаточно. Нужна неотвратимость наказания, поэтому предусмотрен соответствующий законопроект в рамках дорожной карты. Мы вырабатываем нормы, которые войдут в федеральный закон. Наша задача – убрать человеческий фактор из использования средств индивидуальной мобильности», – пояснил представитель Минтранса.
Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения НЦ БДД МВД, за 2023 год произошло 3,1 тыс. ДТП – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Погибло 43 человека. Причем большая часть ДТП произошла с участием кикшеринговых устройств.
«Из 43 погибших, 42 двигались на СИМ и только один был пешеходом. Парадокс, но наибольшую опасность нарушители предоставляют сами для себя. В 9 случаях погибшие пересекали проезжую часть по пешеходному переходу не спешившись, а пять из них – на запрещающий сигнал светофора», – рассказал начальник ФКУ «НЦ БДД МВД России» Дмитрий Митрошин.
Дмитрий Митрошин, НЦ БДД МВД России
Логично сместить движение на СИМ в сторону тротуаров, а не дорог, потому что гибнут именно от автомобилей во время движения по кромке шоссе.
Также законодательно планируется убрать СИМ из парков, которые не являются дорожной зоной и мешают отдыхающим, добавил Владимир Луговенко.
В рамках профилактики правонарушений представители госструктур пояснили, что в новых градостроительных планах уже закладывается инфраструктура для СИМ в зависимости бюджетных возможностей регионов. Предстоящие изменения в Градостроительный кодекс обяжут учитывать потребности в инфраструктуре для СИМ. В старой застройке сократить тротуар ради дорожки – это не выход, считают представители власти.
Самокаты и скутеры с большой мощностью, развивающие скорость около 100 км/ч не войдут в категорию СИМ, а значит, будут двигаться по проезжей части.
Как сервисы борются с нарушениями
По мнению, заместителя руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрия Ваньчкова «общество разделилось на тех, кому нравятся СИМ и тех, кто их категорически не приемлет, но мы не допустим раскола».
Петербург как, и Москва подвергся сильному наплыву арендных самокатов за последние 3 года. По словам представителя комитета, в 2021 году было 15 тыс. самокатов, а в 2024 году операторы обещают численность этого парка в 40 тыс. – рост почти в 3 раза.
«Мы договорились с сервисами кикшеринговых компаний, что будет действовать ряд ограничений: скорость не более 20 км\ч, нельзя несовершеннолетним ездить, запрет на езду в 59 локациях и в 133 местах скорость не превышает 15 км\ч», – рассказал о мерах защиты Дмитрий Ваньчков.
В итоге операторы в Петербурге выдали 3 млн предупреждений, вынесли 10 тыс. штрафов, заблокировали 14 тыс. аккаунтов.
Дмитрий Ваньчков, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга
Но этого мало, если после блокировки нарушитель переходит в другой сервис. Нужен единый реестр злостных нарушителей, запрещающий регистрацию у других операторов.
Пока эта инициатива обсуждается участниками рынка и регуляторами.
Операторы кикшеринга пойти дальше в желании контролировать использование самокатов. Например, чтобы не допустить несовершеннолетних или нарушителей, сервисы хотят получить доступ к детальным личным данным. Например, банковским картам. Также обсуждается вариант регистрации исключительно через подтвержденный аккаунт на Госуслугах.
На данный момент операторы готовы участвовать в развитии городской инфраструктуры и даже запускают свои программы по безопасности на дорогах. «Мы объявили в 2024 году “Год безопасного самоката”, а также, решили с каждой поездки выделять по 1 рублю на будущую инфраструктуру для СИМ. Хотя думаем, что придется в итоге больше потратить», – рассказала в ходе конференции директор по коммуникациям МТС Юрент Алена Сухаревская.
Минимум 100 млн рублей мы планируем инвестировать в 2024 году в проекты по развитию парковок в городах (наносить разметку) и безопасности.
Алена Сухаревская, МТС Юрент
Минимум 100 млн рублей мы планируем инвестировать в 2024 году в проекты по развитию парковок в городах (наносить разметку) и безопасности.
Тестирование на знание ПДД пока носит добровольный характер для пользователей, но планируется обязательное прохождение. «Если клиент нарушил во время движения движения, то мы не блокируем сразу, а отправляем пуш на прохождение нашего теста по ПДД, чтобы он вспомнил правила. Есть тесты, которые выявляют степень концентрации человека. Косвенно, мы можем сделать вывод трезв человек или у него проблемы с координацией», – сообщила Алена Сухаревская.
Также МТС Юрент вскоре установит номера на самокаты не только сзади и впереди, но и сбоку для лучшей фотофиксации.
«Мы и так может определить нарушение без номеров, если имеем фотографию, время и место. Например, нашли ребят, которые ехали впятером раньше, чем ГИБДД. Заблокировал самокат и оштрафовали», – рассказала Алена Сухаревская.
С начала сезона сервис выявил 15 тыс. нарушений и выписал 10819 штрафов. За 2022-2023 года было проведено 300 обучающих занятий с участием 15 тыс. школьников.
В свою очередь, Whoosh также запускал онлайн-курсы по ПДД в 2021 году, а за прохождение тестов на знание правила мотивировал промокодом.
Помимо этого, сервис начал в апреле массово использовать свою умную технологию «Антитандем» не только в России, но и в Беларуси и Казахстане. В прошлом сезоне она тестировалась в Санкт-Петербурге, а теперь и во всех городах работы сервиса в РФ. Для оценки числа людей на самокате технология анализирует более 50 параметров данных и использует алгоритм Machine Learning, рассказал сооснователь Whoosh Егор Баяндин.
Егор Баяндин, Whoosh
Технология будет дообучаться, собирая данные в условиях разного дорожного покрытия, климата и прочих городских особенностях каждого региона.
Детектирование сработает на поездки 2 и более пассажиров вне зависимости от их веса: взрослый с ребенком, два подростка. Нечего опасаться тем, кто едет с тяжелым рюкзаком — модель реагирует на количество человек, а не на вес.
Профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский поставил под сомнение актуальность системы «Антитандем».
Виталий Гаевский, МАДИ
Если за рулем мужчина весом 120 кг с рюкзаком, то риск от него выше, чем от двух подростков по 45 кг. Необходимо ограничивать по весу, а не по численности людей.
По оценке эксперта угрозу создает вес, помноженный на скорость. Он также отметил, что более надежным и безопасным является самокат с большими колесами и сиденьем. К тому же в МАДИ уже есть разработки по предотвращению опрокидывания самоката, которыми специалисты готовы поделиться.
Виталий Гаевский уверен, что для выявления угроз пешеходам от самокатов, необходимо проводить краш-тесты, как с машинами.
В то же время директор по коммуникациям Whoosh Юлия Камойлик обратила внимание собравшихся на то, что в динамике при корректном сравнении идет снижение числа ДТП из расчета на один самокат и поездку.
Юлия Камойлик, Whoosh
Число аварий на 1000 поездок снизилось на 10%. В 2022 году было 0,1%, в 2023 году – 0,09%, в 2024 году мы ожидаем 0,001%.
Количество аварий растет медленней, чем число парка самокатов и зарегистрированных пользователей, а значит, сервисы работают эффективно над профилактикой правонарушений, резюмировала представитель Whoosh.
Денис Кунгуров
Фото: PRO Шеринг, Ассоциация операторов микромобильности