Китайская Geely соберет данные с автомобилей через свои спутники
В КНР ракета запустила 11 спутников, принадлежащих крупному автоконцерну Geely. Низкоорбитальные спутники установят связь со всеми машинами этого производителя, что позволит концерну получать максимальную информацию об автомашинах, водителях и дорожной инфраструктуре в любой стране, где ездят Geely.
Зачем машинам спутник?
Одиннадцать спутников, произведенных Geespace, дочерней компанией Zhejiang Geely Holding Group Co., стартовали на борту ракеты Long March CZ-2C с космодрома Сичан в провинции Сычуань 3 февраля, сообщила государственная телекомпания CCTV.
Для Geespace это второй запуск после первоначальной партии из 9 спутников, которые компания отправила на орбиту в середине 2022 года.
Geespace хочет развернуть сеть низкоорбитальных спутников (600 км над Землей), которые смогут подключаться к автомобилям Geely. Компания также надеется, что сможет обеспечить связь для бытовой электроники этой марки. По мере усиления китайского автопрома и космической инфраструктуры, КНР начинает все сильнее конкурировать с США по внедрению электротранспорта и переходу на чистую энергию. Все это в совокупности позволит Поднебесной выстраивать эффективную экономику данных.
Исполнительный директор Geespace Тони Ван в интервью Bloomberg News накануне запуска сказал, что «в будущем спутниковой связью будут оснащены все, а также каждый автомобиль».
Пока лидером по освоению низкой околоземной орбиты остается SpaceX Илона Маска, которая уже разместила 5,3 тыс. спутников и продолжает запускать десятки каждый месяц.
Geespace планирует обеспечить спутниковой связью в режиме реального времени в любой точке мира, за исключением северного и южного полюсов, сказал Тони Ван. Этому способствует и то, что Geely расширяет свою экспансию в мире. Продажи машин растут не только в России, но и в Европе, США, других странах. В прошлом году Geely была на третьем месте по экспорту машин из Китая, уступая только SAIC Motor Corp. и Chery Automobile Co.
В России Geely group продает свои автомобили через официальных дилеров и заключает контракты с каршерингами. Так, минимум три федеральных каршеринга «Ситидрайв», «Яндекс.Драйв» и «Делимобиль» имеют в своем парке машины Geely. Еще часть операторов предлагают через подписку на долгий срок. Еще часть ввозится на продажу по параллельному импорту.
Стальной конь – шпион
Сегодня средний автомобиль с разным уровнем автономности без водителя имеет более 200 датчиков, чуть меньше – машины с водителем. Большинство датчиков обладают обычными функциями – измеряют температуру в салоне, следят – пристегнуты ли ремни безопасности. Но с десяток оснащены самыми передовыми технологиями, которые помогают собирать все данные вокруг.
Например, установленный лидар обнаруживает свет и определяет дальность до объектов. Камеры могут передавать из машины на центральный компьютер любую информацию по запросу. Системы наблюдения внутри салона постоянно оценивают состояние водителя. Умная технология делает звук радио тише, если видит, что водитель говорит по телефону.
Современный китайский автомобиль российские водители называют «планшетом на колесах» из-за того, что 95% функций больше не имеют кнопок и сосредоточены в мониторе, который подключен к китайскому процессору. Даже официальные дилеры и остальные коммерческие владельцы машин выполняют функцию посредников, когда речь идет о ПО автомобиля. Теперь на всех машинах оно обновляется исключительно по «воздуху» и меняет функционал машины. Повлиять на этот процесс не может даже официальный дилер.
Эксперты уверены, что современная цифровая машина аналогична шпиону, который ходит по городу и все фотографирует.
В Китае к этим рисками относятся серьезно – в этом году КНР запретила модели Tesla находиться около аэропорта в провинции Хунань из-за функции режима охраны. В ответ Tesla отметила, что видео хранится только на USB-накопителе внутри автомобиля, и что американская компания сохраняет все остальные данные, собранные из Китая, на локальных серверах.
Но большинство соглашается с тем, что цифровизация техники неизбежна. Придется принять, что на большинстве машин будет стоять телематическое оборудование, а сам автомобиль будет через мобильное приложение подключен ко всей инфраструктуре города.
В мобильном приложении пользователь будет видеть все, что связано с владением и пользованием его автомобилем в разных ролях: и как владелец одного авто, и как владелец автопарка, и как глава семьи, в обязанности которого входит контроль за соблюдением регламентного обслуживания авто всех членов семьи. А также возможность продавать автомобиль, брать его в аренду или пользоваться им по подписке. При этом получая набор необходимых сервисов, повышающих качество владения.
Китай добился значительных успехов в развитии своей космической программы, включая высадки на Марсе и обратной стороне Луны, и имеет планы по быстрому созданию массивной группировки на низкой околоземной орбите.
Однако государственные предприятия до сих пор не спешили наращивать присутствие на низкой околоземной орбите, и дочерняя компания Geely – одна из немногих компаний частного сектора, которая пытается эксплуатировать там спутники.
Чтобы создать эту спутниковую группировку, нам нужно настроить сеть, наземную инфраструктуру, а также продвигать коммерциализацию облачных сервисов, сказал Тони Ван.
Основатель и председатель группы миллиардеров — Ли Шуфу — владеет почти 10% Mercedes-Benz Group AG, а Geely владеет долями в других иностранных автопроизводителях, таких как Volvo AB и Lotus Technology Inc. Ли также выбрал китайское название Geespace, что означает путь во времени и пространстве.
В 2021 году Geespace завершила строительство завода в городе Тайчжоу на востоке Китая, который способен производить 500 спутников в год. Компания продала десятки таких спутников китайским стартапам, университетам и другим организациям, работающим в космосе, сказал Тони Ван.
Тони Ван, Geely:
Следующая гонка для сектора электромобилей – самоуправляемость и услуги интернета вещей (IoT). Телекоммуникационная инфраструктура также переходит с 5G на 6G. Одной из его ключевых особенностей является широкое использование спутниковой связи и навигационной сети.
По оценкам топ-менеджера, спрос и размер рынка спутниковой связи и навигационной сети, очень скоро достигнут точки перелома.
Фото: Adobe Stoke