Пользователям мощных самокатов придется получать права
В этом уверены представители Ассоциации операторов микромобильности. Номерные знаки также станут обязательными. В регионах для средств индивидуальной мобильности предстоит создавать инфраструктуру.
Нашествие самокатов
Как рассказала «РГ» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, согласно статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за полгода 2023 года большинство случаев (69,4%) ДТП происходило с участием СИМ, мощность электродвигателей которых составляла от 0,25 до 4 кВт.
В прошлом летнем сезоне в России на прокатных электросамокатах было совершено сто миллионов поездок. Сезон 2023 года, по оценкам операторов аренды самокатов, заканчивается с результатом уже в 200 млн аренд. При этом количество частных средств индивидуальной мобильности и поездок на них посчитать практически невозможно. Поскольку они до сих пор нигде не регистрируются. По оценкам экспертов, в личном владении у россиян сейчас находится не менее миллиона СИМ. При этом частных СИМ по количеству сейчас в разы больше, чем прокатных. И именно они, в большей степени, являются участниками дорожных ДТП с участием пешеходов.
В соответствии со статистикой Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за полгода 2023 года зарегистрировано 1 043 ДТП с участием СИМ, рост на +181,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Погибли 12 человек (в два раза больше, чем в 2022 году), в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 1 082 человека (на 183,2% больше, чем в 2022 году), в числе которых 432 ребенка в возрасте до 16 лет.
При этом в большинстве ДТП (69,4%, или 724) участвующие СИМ имели электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт, что характерно именно для частных самокатов. В данных происшествиях погибло 10 и ранено 754 человека. С участием СИМ, имеющих электродвигатель мощностью до 0,25 кВт и к которым относятся все прокатные самокаты, произошло каждое третье (30,5%, или 318) ДТП.
СИМ бывают разных мощностей: маломощными, до 0,25 квт – такими являются все прокатные электросамокаты, и мощными – от 0,25 квт и выше. Ими обзаводятся для частного пользования. Согласно статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за полгода 2023 года большинство случаев (69,4%) ДТП происходило с участием СИМ, мощность электродвигателей которых составляла от 0,25 до 4 кВт.
Кому сдавать на права
Поэтому в отношении таких мощных СИМ имеет смысл вводить обучение вождению с последующим получением прав, как это делается для мопедов, считает эксперт. Тем более, что самокаты массой больше 35 кг имеют право передвигаться только по автомобильным дорогам. В ГИБДД, кстати, в случае анализа дорожного происшествия самокаты разделяют на маломощные и мощные, также как на частные и прокатные. О необходимости создать инфраструктуру для СИМ Ксения Эрдман сообщала в начале октября.
“Думаю, что учеба вождению мощными самокатами должна строиться по упрощенной системе по сравнению с обучением вождения автомобилем. Важнее дать основы теоретических правил, потому что управление самокатом довольно интуитивно и редко требует отдельных многочасовых практических занятий”, – Ксения Эрдман.
Также есть смысл понизить возраст вхождения в категорию М до 14 лет. Таким образом, мы обезопасим себя от некорректного вождения той части детей, которая несмотря ни на что намерена пользоваться средствами индивидуальной мобильности.