«Атом» показала электромобиль-гаджет со своим софтом для такси и каршеринга
Компания «Атом» завершила прием предзаказов на одноименный электромобиль, который начнут собирать в этом году. Айтишный автомобиль будет массово применяться в каршеринге и такси.
«Атом» — экзотический транспорт по меркам российского автопрома: электропривод, собственная операционная система, управление колесами по проводам, распашные двери.
Перед «Атомом» был концепт «Кама-1», разработанный Санкт-Петербургским политехническим университетом при поддержке КАМАЗа. Нынешняя АО «Кама» (инвестируется «Камазом») зарегистрирована в Набережных Челнах.
Среди указанных видов деятельности АО «Кама» не только производство легковых автомобилей, но и разработка программного обеспечения, а также производство электрического и электронного оборудования.
Аккумулятор — самый наукоемкий и дорогой узел электромобиля, и предполагается, что «Атом» будет использовать российские литий-ионные батареи, разработку которых ведет «дочка» «Росатома» — компания «Рэнера». Под эту задачу готовятся две производственные площадки: на первое время Технополис в столице, а затем — гигафабрика в Калининграде.
На первых порах «Атомы» получат батарею из 12 блоков, и, если ориентироваться на опубликованные «Рэнерой» данные, каждый блок будет запасать 2,66 кВт·ч энергии. То есть общая емкость окажется в районе 32 кВт·ч, а упомянутые выше значения «до 77 кВт·ч», видимо, относятся к перспективному значению. Для городских пробегов 32 кВт·ч более-менее достаточно: летом хватит на 250–300 км. Но с маленькой батарейкой «Атом» уже вряд ли покинет мегаполисы.
Операционка будет управлять как основными функциями, так и всеми вспомогательными: мультимедийная система, проекционный дисплей, климат-контроль. Поскольку «Атом» в первую очередь адресован для такси и каршеринга, большую работу ведут по его интеграции с разными приложениями и информационными системами.
В конце 2023 года «Кама» (инвестируется «Камазом») заключила соглашение о совместных разработках электромобиля «Атом» для аренды с крупным сервисом каршеринга BelkaCar. Планируется создание цифрового продукта, адаптированного для работы в среде операционной системы АТОМ.
Пока ставка делается на бизнес: корпоративные парки, каршеринг, такси. И на обильную государственную поддержку. Еще несколько лет назад Минпромторг заявлял о выделении на электрификацию транспорта чуть ли не триллиона рублей.
Цена ожидается выше Lada Granta и даже Vesta. Самый дешевый электромобиль в России — Evolute i-Pro липецкой сборки — стоит около 3 млн рублей.
Фото: Атом